Фестиваль подходит к концу, а у нас еще осталось несколько фильмов с пометкой «ожидаем». На самом деле, мы уже порядком устали: Катя с тоской огибает берег моря, направляясь к пресс-центру, где будет писать рецензию на Дюкорно, а я радуюсь, что успела забронировать билет на Гаспара Ноэ, поэтому с нетерпением жду 16 июля.
День 7.
Утренний сеанс начался фолк-драмой «Агнец» режиссера Вольдимара Йоханнссона, который неожиданно стал одним из лучших просмотренных фильмов на фестивале.
Я (Маша) просто прочитала аннотацию к картине, мол, бездетная пара фермеров, проживающая в Исландии, решает растить новорожденного ягненка как собственного, и подумала: «Исландия! Фэнтези! Нуми Рапас в главной роли! Это мне надо» и не прогадала.
Это первый фильм режиссера и, считаю, начало очень удачное: бескрайние поля Исландии, фермерские домики и загадочные существа. В плюс записываю «холод», которым веет от картины, мрачноту и что-то неизвестное вдали, в темноте. Фильм по атмосфере очень напоминает «Ведьму» Эггерса, поэтому тем, кому по нраву такое, смотреть обязательно.
Фото / Twitter
На дневном сеансе я посмотрела фильм Suprêmes режиссерки Одри Эструго о зародившимся в 1989 году французском рэпе. Бойкий, веселый, музыкальный фильм, рассказывающий историю группы подростков, состоявшей из 30 райтеров, диджеев и музыкантов, которые решают начать читать рэп на французском, продвигая его в массы.
Несмотря на их понимание того, что хип-хоп — это американское детище, ребятам удалось набрать популярность, став одной из первых групп, породивших культуру французского рэпа. Но, естественно, прежде чем этого достичь, они столкнутся с кучей препятствий в виде разногласий в коллективе, непониманием родителей и, конечно, старым добрым выгоранием.
Фото / festival-cannes
Вечерний сеанс разделил фестиваль на «до» и «после»: мы посмотрели один из лучших фильмов фестиваля. Джулия Дюкорно, которая в 2016-м сняла семейный боди-хоррор «Сырое», превзошла себя, наши надежды и вообще человеческие возможности.
Сейчас у вас два пути: прочитать наш отзыв, раскрывающий детали сюжета, или посмотреть фильм в чистоте и невинности. Я (Катя) посоветовала бы второе, для самых любопытных и нетерпеливых продолжу, вы были предупреждены.
Понятно, почему Джулия не выпускала синопсис к картине, звучал бы он примерно так: девушка беременеет от машины, убивает несколько человек, сжигает свою семью, бросается в бега и начинает жить с пожарным, который думает, что это его сын. Звучит, конечно, как хорошая идея для 18-го «Форсажа», но на деле это невыносимо прекрасное кино об отвергнутой отцом девушке, которую воротит от физической близости, пока она не встречает мужчину, слетевшего с катушек после смерти сына. У Дюкорно опять история рассказывается через муки плоти (если вас выворачивало наизнанку на «Сыром», держитесь крепче, это была разминка). Если учесть, что масштаб картины увеличился за счет бюджета, то страшно подумать, что будет дальше. Предвкушаю, в общем.
Забудьте, пожалуйста, все, что я говорила про «Лингви», если Агата Руссель уйдет без «Ветки» за лучшую женскую роль, я такой скандал учиню.
Фото / Twitter
День 8.
Мы с нетерпением ждали новую работу Шона Бэйкера («Проект "Флорида"», «Танджерин») и наши ожидания оправдались: у него опять отличный фильм — «Красная ракета». Там про порноактера, неудачника по жизни, который от безысходности возвращается к бывшей жене, торгует травкой и влюбляется в 17-летнюю девочку, вместе они мечтают переехать в Калифорнию и...снимать порно.
И снова мы в маленьком городке, теперь где-то в Техасе, среди категории white trash людей, судя по всему, безработных, смотрящих по ТВ реалити-шоу и выступления Трампа. Герой с явно завышенными амбициями никак не может смириться со своим социальным статусом. Отношения со школьницей говорят о его незрелости — такой вечный подросток, запертый в теле 30-летнего. Кино скорее про проживание, погружение в чужой опыт, без каких-либо плот твистов или эмоциональных ролеркостеров. Тем не менее оно очень смешное, все такое же магическое, живое и прекрасное.
Фото / Twitter
Пока я решила передохнуть в череде непрекращающихся кинопоказов и пойти на море, подумать о своей судьбинушке и посмотреть салют (14 июля во Франции — День взятия Бастилии), Катя отправилась смотреть фильм «Blue Bayou» режиссера Джастина Чона с Алисией Викандер в главной роли. О фильме подробнее расскажет Катя. Екатерина, прием, как меня слышно?
Маш, слышно плохо, ты ушла без роуминга, я скучаю. Вернись!
Сеанс фильма «Blue Bayou» отменять было уже поздно, упаси Боже не отпикать билет, забанят еще. Я все задыхалась в писательских муках, не успевая сдать тексты, но пришлось все-таки идти смотреть кино. Нас долго не пускали в зал (первый звоночек), в итоге фильм начался с опозданием. Сразу после него, в этом же зале, у меня был хоррор про овцу, который так хвалила Маша. В голове подсчитала, что если он тоже начнется с опозданием, то дома я буду в 2 часа ночи. Поплакала, фильм начался.
История про иммигранта из Кореи, который не может найти подработку из-за судимости, а жену и двух детей надо как-то прокормить. Жену, кстати, играет Алисия Викандер (второй звоночек). Картонные диалоги, вымаливающие у тебя слезы сочувствия с первых 10 минут — это уже сильно (третий звоночек), заставляю себя остаться в зале и дать фильму шанс, но после сцены надрывной драмы под проливным дождем (СИГНАЛИЗАЦИЯ) просто психую и ухожу с сеанса. Простите, какой сейчас год?
Фото / Yahoo
Иду в пресс-центр, чтобы охладить пыл бесплатной баночкой газировки, как вдруг с улицы доносится сдержанный женский голос, вещающий что-то серьезное по громкой связи на весь район. Говорила она на французском, я знаю только «бонжур», «бонсуар» и «ан круассан», поэтому ничего не поняла, но вышла на терассу, чтобы проверить, погрузился ли город в панику. Может стартовали «Голодные игры», а об этом я не знала. Потом вспомнила, что сегодня День взятия Бастилии, оказалось, что через пару минут будут красивые фейерверки, которые мы с Машей будем смотреть с разных концов города.
Люди повыходили на терассу, все снимали шоу, мы встретились с друзьями — Настасьей Горбачевской и Егором Москвитиным, позже встретили Антона Долина.
О чем еще могут говорить кинокритики в свободное время? Конечно, мы обсуждали кино. Немного поспорили о конкурсной программе. Мнения, конечно, у всех расходятся, я зачем-то упомянула Дюкорно, забыв, что собеседникам она вовсе не понравилась, поэтому, чтобы выйти из ситуации, пришлось имитировать сердечный приступ.
А дальше пришлось идти на фильм «Агнец» с предсказуемым опозданием, на оставшемся топливе тащиться домой в два ночи и со слезами на глазах отменять утренний сеанс Одиара, на который я, скорее всего, уже не успею.
День 9.
Утром я (Маша) посмотрела «Память» Апичатпонга с Тильдой Суинтон, фильм, который создан для того, чтобы никто не смог уснуть на сеансе, а именно повторяющийся периодически громкий звук (в конце станет понятно откуда он и совершенно непонятно как это возможно). Но я все равно вздремнула на 20 минут: уснула, когда облака плыли по небу, проснулась – они все еще плыли, собственно, это все, что вам надо знать о фильме. Но все же это удивительное и запоминающееся кино: Апичатпонг настоящий художник и истинный созерцатель всего прекрасного.
Фото / Afisha
Я (Катя) сидела в соседнем зале и «Память» мы смотрели одновременно, учитывая, насколько мы были измотаны я уже хихикала себе под нос, что громкие повторяющиеся звуки будят Машу и она нормально не выспится. На удивление, фильм нам обеим очень понравился, в сонном состоянии его еще интереснее смотреть, потому что твое бессознательное в эти моменты дополняет происходящее на экране. Кино, на самом, деле абсолютно уникальное, целостное художественное произведение о коллективном бессознательном и невидимом мире, который нас всех объединяет. Апичатпонг Вирасетакул у нас такой один.
Выходя из зала в голове звенел монолог идущего к реке: я в своём познании настолько преисполнился, что как будто бы уже 100 триллионов миллиардов лет проживаю на триллионах и триллионах таких же планет. В общем, советую.
А вечером я пошла на «Моего легионера» с Луи Гаррелем и Александром Кузнецовым в главных ролях. Фильм весьма так себе, детский, как по мне. Про войну, но не о войне, про любовь, но не о любви. Но все равно очень рада за Сашу.
Фото / Kinoreporter
День 10.
Сегодня мой (Маша) последний день на фестивале и я посмотрела, наконец, «Нитрам» Джастина Курзеля, который очень ждала, ибо главную роль там исполняет Калеб Лэндри Джонс, которого я безумно люблю.
Я ничего не знала про фильм и поначалу мне казалось это просто отлично поставленной инди-драмой, где у главного героя по кличке Нитрам с детства были большие проблемы с агрессией и родителями. Оказалось, что это очень страшное кино, рассказывающее о реальном человеке, который утроил масс-шутинг в Австралии, убив более 25 людей. В начале фильма показывают интервью с 12-летним мальчиком, котрорый устроил инцидент с фейерверком. Закадровый голос спрашивает, послужат ли полученные раны ему уроком, на что мальчик с улыбкой отвечает «нет».
Примечательно, что сам расстрел остается за кадром и этому событию отведено минут 10 от фильма, но оттого оно выглядет психологически страшнее.
Фото / Lenta
Практически в полночь мы посмотрели последний фильм на фестивале «Вихрь» Гапара Ноэ, who hits differently. Обещали, что в этот раз режиссёр пощадит публику и покажет свою анти-«Любовь» Ханеке, без насилия, жестокости и стробоскопа. Как оказалось, чтобы довести зрителя до истерики, ему и не нужно прибегать к экстремальным мерам.
Ноэ снял честное кино о смерти, пугающее своей правдивостью, тихое, но пробирающее до костей. Экран снова поделён на две части: справа пожилой писатель, ведущий работу над своей книгой о кино и снах, слева его жена, страдающая деменцией. Их отношения далеки от идеальных, жена медленно теряет рассудок, муж – самообладание. На наших глазах они увядают в своей переполненной вещами и воспоминаниями квартире, конец и так известен, но, кажется, к нему нельзя быть готовым, даже в кино. Он наступает так же неуловимо, как и в жизни, наверное, этим и обезоруживает, но при этом не наполняет страхом, а скорее оставляет с чувством принятия и с самим собой наедине.
Фото / Yahoo
День 11.
Сегодня последний день фестиваля, когда будут награждать лучших. Я (Маша) уже уехала, но хочу подвести свои личные итоги: этот фестиваль был уникальным и такого больше не повторится, несмотря на огромное количество нервов, которые мы потратили, чтобы приехать сюда, я осталась довольной, все же ты получаешь ни с чем несравнимые эмоции, когда смотришь фильмы, которые ждал или открываешь для себя новых режиссеров.
Проводила Машу сразу после ночного сеанса фильма Ноэ, получилось уснуть только в 4 утра, впереди был самый долгий день – закрытие фестиваля. Встать в 9 утра ради Калеба Лендри Джонса – дело святое, несмотря на то, что мне не понравился «Нитрам» (наконец-то у нас с Машей разошлись мнения, а то я уже переживала), я осталась в эйфории от работы Джонса, все-таки один из лучших молодых актеров в наше время.
Дальше меня ждал повтор программы и церемония закрытия. Я отменила фильмы, которые не хотела смотреть, тратить три часа на «Историю моей жены»? No thank you ma-am. А вот пересмотреть «Титан» – это пожалуйста. Не хочется, конечно, завышать ожидания людей, мы с самого начала думали, что нам понравится Дюкорно (обожаем «Сырое» все-таки), получили даже больше, чем хотели. Но одно дело догадываться и потом приятно восхищаться, совсем другое – наблюдать за бесконечными восторгами людей и завышать ожидания до небес. Этот механизм срабатывает в голове автоматически, поэтому просто хотелось бы напомнить вам сбросить настройки и смотреть «Титан» (его купили в прокат, все ок) забыв про все фестивальные шумы и наши бесконечные восторженные отзывы.
Я встретилась с друзьями и мы пошли смотреть церемонию закрытия в «Дебюсси». Напомню, что пресс-центр, кинотеатры «Люмьер» (где проходят премьеры с красными дорожками) и «Дебюсси» (куда в основном ходит пресса) находятся в одном строении. То есть буквально можно не выходя на улицу пройти насквозь через все три помещения. Все происходящее в «Люмьере» транслируется в «Дебюсси», только у нас зал наполнен журналистами в кроссовках и футболках что-то кричащими в экран.
Если вы смотрели церемонию онлайн, вы знаете, что все, что могло пойти не так – пошло не так. Сначала мы смотрели на «пьяного» оператора, который постоянно ронял камеру, потом Спайк Ли растерявшись проспойлерил победителя фестиваля (ведущая попросила назвать имя человека, которому уходит «первый приз», что можно было истолковать, как «Золотую ветвь»), победители, получившие «Гран-при» и «Приз жюри», явно были удивлены разделению призов и терялись на сцене.
У нас в зале все кричали, букали, смеялись, было невероятно весело все это смотреть среди большого количества людей. Я до последнего не верила, что «Титан» получит «Ветку» и думала, что Спайк пошутил, а не ошибся. Теперь я наконец-то понимаю, что чувствуют болельщики, когда их команда выигрывает чемпионат, болела за этот фильм всей душой. Мало того, что это всего лишь вторая женщина в истории, получившая главный приз, кино еще абсолютно отлетевшее и совершенно не вписывает в привычный формат фестиваля. В общем, Спайк Ли, я была уверена в тебе с самого начала.
После церемонии мы пошли в пресс-офис, но нас в нем закрыли из-за пресс-конференции победителей, которые ходили туда-сюда из «Люмьера» на фотоколл и на комментарии к журналистам. Упаси боже кому-то под ноги упасть (вообще так делают иногда, так что меры предосторожности вполне резонные). В попытках прошмыгнуть с сигаретой на террасу я столкнулась в проходе с Джулией Дюкорно и ее продюсером, который держал в руках «Ветку». Сдерживая порывы признаться ей в любви на всех языках мира, я пошла дальше, наконец-то осознав, где я вообще нахожусь. Так легко закружиться в вихре киносеансов, пытаясь везде все успеть: фильмы посмотреть, в два издания про них отписать, снять больше видео для соц.сетей, смонтировать в конце-концов ТикТок на последнем издыхании. И вот, сталкиваясь с любимой режиссеркой, которая полчаса назад выиграла конкурс, стоит растерянная и счастливая буквально в двух шагах от меня, я вспоминаю: «о, боже, я же в Каннах».
Фестиваль официально закрывает свои двери до 10 мая 2022 года.
«Золотая пальмовая ветвь»
«Титан», режиссерка Джулия Дюкорно
Гран-при фестиваля
«Герой», режиссер Асгар Фархади;
«Купе номер шесть», режиссер Юхо Куосманен
Приз жюри
«Память», режиссер Апичатпонг Вирасетакул;
«Колено Ахеда», режиссер Надав Лапид
Лучший режиссер
Леос Каракс («Аннетт»)
Лучшая мужская роль
Калеб Лэндри Джонс («Нитрам»)
Лучшая женская роль
Ренате Реинсве («Худший человек на свете»)
Лучший сценарий
«Сядь за руль моей машины», Рюсукэ Хамагути и Такамаса Оэ
Вы просили поставить оценки всем просмотренным фильмам и мы сделали это. Но напоминаем, всегда лучше самому сходить и составить свое мнение!