70-й Каннский кинофестиваль: День 6

Катя Карслиди,

На шестой день Каннского кинофестиваля мы едва успевали утирать слезы разочарования. Один из самых ожидаемых фильмов — «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса — оказался на голову ниже всех предыдущих проектов режиссёра. На создание нового сюрреалистического триллера греческого режиссёра вдохновила одна из трагедий Еврипида. В фильме успешный кардиохирург (Колин Фаррелл) часто видится с таинственным мальчиком, скрывая эти встречи от семьи. После раскрытия личности незнакомца герой Фаррелла становится перед нелегким выбором, размышляя над ним весь остаток хронометража.

Люди, хоть немного знакомые с творчеством Лантимоса, привыкли после просмотра его фильмов еще несколько дней пребывать в агонии и гулять с отзвуками ревущей виолончели в голове. «Убийство священного оленя» вряд ли окажет такое же сильное влияние на зрителя. Несмотря на то, что все фирменные приемы режиссера на месте, — особенная, нарочито механическая актерская игра, раздирающая душу музыка, атмосфера угрожающей антиутопии — фильму не хватает напряжения и остроты. Действие развивается невыносимо медленно, пугающий саундтрек выбивается из общей картины, а исход становится предсказуемым задолго до финала. Обычно в конце каждой своей ленты режиссёр покидает зрителя в недоумении, давая пищу к размышлению, сейчас же единственное, что остается в голове, — вопрос «и это все»?


Еще одно большое разочарование конкурса — «Хэппи-энд» австрийского классика Михаэля Ханеке. Следуя за медленным разложением отдельно взятой зажиточной французской семьи, автор снимает свой, пожалуй, самый предсказуемый и потому не вызывающий никаких чувств и эмоций фильм, перебирая по пути почти все уже использованные им архетипы. Итоговая мысль, естественно, та же, что и раньше, хотя в этот раз как-то совсем угрюмо и замкнуто. Из плюсов можно выделить очень метко перенесенные на современную почву любительские видео, которые одна из героинь снимает в Facebook Live. Хотя и это не новый прием для Ханеке.


Зато без разочарования обошлось на новом фильме одного из главных режиссеров американского независимого кино Ноа Баумбака. Ироническая драма «Истории семьи Майровиц» имеет все шансы на то, чтобы завоевать «Золотую пальму» вашего сердца. Баумбак по очереди знакомит нас с членами семейства Майровиц: временно безработным старшим сыном Дэнни и его дочерью, решившей изучать режиссуру, младшим братом, агентом по недвижимости по имени Мэтью, их странной сестрой Джин и главой семейства — скульптором Гарольдом Майровицем.
Гарольд — человек непростой, и его своеобразное отношение к своим детям наложило на каждого из них серьезный отпечаток. И вот для каждого из них наступает момент, когда они решают наконец разобраться с грузом прошлого.

Если бы фирменные приемы Уэса Андерсона, братьев Коэн и Вуди Аллена закинули в шейкер и хорошенько встряхнули, то коктейль можно было бы назвать «Истории семьи Майровиц». Ноа в своем новом фильме размывает грань между комедией и драмой, из-за чего даже самые вопиющие выходки персонажа Дастина Хоффмана не раздражают, а вызывают ироничную улыбку. Трогательный и остроумный фильм Баумбака похож на пролистывание семейного фотоальбома и вряд ли оставит кого-то равнодушным. И пусть вас не пугает тот факт, что одну из ключевых ролей в фильме исполняет Адам Сэндлер, ведь в руках у толковых режиссеров (таких как Ноа и П. Т. Андерсон) он раскрывает все свои актерские таланты, а у него их, поверьте, достаточно.


В конкурсе также состоялся показ новой (второй на этом фестивале) ленты Хона Сан-су «На следующий день» — классической для автора черно-белой комедии о критике и главе книжного издательства, который изменяет своей жене с сотрудницей. Когда она исчезает, он нанимает новую девушку, и в первый же рабочий день на нее сваливаются личные проблемы работодателя. Этот фильм вряд ли войдет в список лучших работ Хона, но, в общем-то, он все равно довольно милый. Однако показанная вне конкурса «Камера Клэр» вышла гораздо более удачной, и это в очередной уже раз подтверждает тезис о том, что самое лучшее кино в Каннах находится за пределами основной программы.


Также мы в очередной раз убедились, что в «Двухнедельнике режиссеров» собрано по-настоящему интересное кино. В рамках программы показали фильм «Проект Флорида» Шона Бэйкера, на сеансе присутствовал сам режиссер и три ведущие актрисы. По окончании фильма маленькая Бруклин Принс не смогла сдержать слез то ли от происходящего на экране, то ли от стоячих оваций зала. Фильм рассказывает про шестилетнюю Муни, которая живет со своей молодой мамой Хэйли в комнате дешевого мотеля неподалеку от Диснейленда. Все дни она проводит, гуляя со своими друзьями и совершая шалости самых разных масштабов.

Шон Бэйкер всегда с особой любовью показывал white trash: хоть он и рассматривает их образ жизни под лупой, на первый план в его картинах никогда не выходит осуждение и негатив. «Проект Флорида» — это история о детстве в неблагополучном районе, которая снята невероятно живо, ярко и обаятельно. Происходящее полно юмора и той самой энергии, которая переполняет счастливых детей, предоставленных самим себе. В финале картины события принимают трагический характер, но режиссеру хватает выдержки свернуть на верный путь и без лишних сантиментов растрогать зрителя. «Проект Флорида», без сомнений, один из лучших фильмов фестиваля.