70-й Каннский кинофестиваль: День 4

В четвертый день показали фильм из конкурсной программы, который действительно может претендовать на главную награду фестиваля или как минимум оказаться среди фаворитов – «120 ударов в минуту» Робена Кампьо. В центре сюжета – активистская организация Act up Paris, которая пытается привлечь внимание общественности к проблемам ВИЧ-инфицированных. Их методы зачастую радикальные, но в конце двадцатого века не было времени церемониться. Режиссёр в основном показывает рутинную работу организации, посвящая зрителя во внутренние споры и дрязги, но любви и дружбе в этой истории также находится место.

В фильме множество действительно трогательных моментов, связанных со взаимоотношениями героев. У Кампьо не вышло мощного высказывания, во многом картина напоминает стильно поставленный байопик про становление общественного движения, но есть в ленте какая-то завораживающая чувственность, которая заставляет возвращаться к ней снова и снова. Интуиция подсказывает нам, что жюри высоко оценит картину, поэтому присмотритесь к ней уже сейчас.


Второй фильм из показанных сегодня в рамках основной программы – «Квадрат» Рубена Эстлунда о кураторе музея современного искусства, в котором намечается новая экспозиция: квадрат 4х4 метра, расположенный на площади перед музейным зданием. Эстлунд уже давно выступает в роли эдакого тролля, но этот его фильм подстать названию совсем square.

Сатира на современное искусство уже давно стала почти моветоном, ибо высок шанс во время исполнения сего трюка дать самому себе по кумполу. Так тут и происходит: Эстлунд очень быстро опускается до откровенного скоморошничества, закидывая в кадр сальности про перепих, сцену с Туреттом и аж два раза успевает засунуть в кадр обезьяну (один раз, правда, в человеческом обличии). Общее впечатление – ровно такое, как от этого номера с человекообезьяной: сначала подсмеиваешься, потом говоришь, что пора бы с этим завязывать, в конце концов хочешь ушатать по морде.


Вишенкой на торте стала короткометражка Кристен Стюарт Come Swim. Её показывали в крохотном зале Buñuel, рассчитанном на 500 мест, но желающих оценить режиссерскую работу актрисы было куда больше. За те полтора часа, пока мы стояли в огромной и душной очереди, двое человек успели упасть в обморок. В голове то и дело мелькала мысль «надеюсь, короткометражка того стоит».

Фильм у Стюарт получился действительно любопытный. Картину открывает завораживающий вид огромной волны в слоу-мо, которая так и не разбивается о берег. Фокус резко смещается на тонущего мужчину, у которого идет непрерывный диалог в голове (второй голос – сама Кристен). Он касается дна океана и засыпает. Через секунду он просыпается в комнате с тем же самым зацикленным диалогом в голове и, кажется, не может напиться воды. С этого момента действие больше напоминает страшный сон Джонатана Глэйзера: главный герой оказывается в разных локациях (под вышеупомянутый диалог и нагнетающую музыку) и пьет воду. Но сколько бы он не выпил, жажда мучает все больше, и диалог в голове становится громче и напряженнее.

Кристен показала себя как подающий надежды режиссёр независимого кино. Её фильм сложно анализировать, но легко прочувствовать. Это некое путешествие вглубь себя, по ощущениям напоминает то состояние, когда под грузом мыслей, кажется, невозможно существовать как это делают нормальные люди: ходить на работу, дышать, пить воду. Вроде инструкция к действу весьма понятная, но ты продолжаешь тонуть в своих мыслях. Но конец у этого 18-ти минутного путешествия весьма оптимистичный, будто сам выплыл из океана и сделал спасительный глоток воздуха.