Интернет-журнал Taste of Cinema составил список десяти лучших фильмов, которые держатся на одном актере. В некоторых из них люди если и присутствуют, то на периферии, а в некоторых слышен только их голос. Тема одиночества в этих картинах выражается особенно остро ввиду присутствия особого типа рефлексии, присущего тогда, когда ты наедине с самим собой.
Молчаливое бегство / Silent Running (1972, реж. Дуглас Трамбалл)
В недалеком будущем человек уничтожил все растения на Земле, и теперь растения и животные существуют только на космических кораблях рядом с Сатурном. В один момент с Земли поступает приказ уничтожить выращенное, но местный садовник Фримен Лоуэлл считает по-другому. Хотя поначалу в фильме можно увидеть людей, основное время проходит с Брюсом Дерном и тремя роботами Хьюи, Луи и Дьюи.
Человек, который спит / Un homme qui dort (1974, Бернар Кейзанн)
Один из ключевых экзистенциальных фильмов, снятый по произведению Жоржа Перека. В центре повествования студент, медленно погружающийся в мир бездействия и тишины, поступки и мысли которого со стороны описывает вслух некая женщина. Черно-белый Париж как юдоль печали.
Тайная честь / Secret Honor (1984, реж. Роберт Олтман)
Филип Бейкер Холл в роли пьяного и близкого к суициду Ричарда Никсона, записывающего все свои мысли на аудио. Олтмана интересует не столько исторические соответствия, сколько сама персона Никсона, и он создает выдающийся портрет.
Изгой / Cast Away (2000, реж. Роберт Земекис)
Актеров здесь, конечно, много, но Хэнкс проводит в одиночку (хотя и не совсем) две трети времени в роли современного Робинзона Крузо, и это лучшая часть фильма.
Человек с тележкой / Man Push Cart (2005, реж. Рамин Бахрани)
Ахмад проводит все свои дни, толкая вагончик, из которого он продает разную снедь. За плечами — карьера пакистанского рок-певца, жена и ребенок, с которым нельзя видеться. Бахрани снял свой дебютный фильм с минимальным бюджетом и в короткие сроки (всего 3 недели). Режиссер ставил перед собой задачу показать рутину, в которой проходит вся человеческая жизнь. Вдохновение автор, конечно же, черпал в книге «Миф о Сизифе» Альбера Камю.
Луна 2112 / Moon (2009, реж. Дункан Джонс)
В будущем луна стала источником чистой энергии для Земли. Сэм Бэлл (Рокуэлл) обитает здесь вместе с роботом Герти (озвучен Кевином Спейси), являясь единственным работником, следящим за процессом обработки и передачи на Землю ресурсов. Скоро его трехгодовой контракт кончится, вот-вот должен прилететь сменщик.
Дункан Джонс за мизерную сумму в 5 миллионов создал впечатляющую фантастику, которая раскрывает темы одиночества, отстраненности и человечности, а блестящая игра Рокуэлла воплощает все замыслы в реальность.
Погребенный заживо / Buried (2010, реж. Родриго Кортес)
Хоррор о клаустрофобии, помещающий нас внутрь гроба (Эдгар Аллан По умер бы от страха). Пол (Райан Рейнольдс), контрактник, служащий в Ираке, обнаруживает себя запертым под землей. С собой зажигалка, телефон и опустошающий страх.
127 часов / 127 Hours (2010, реж. Дэнни Бойл)
Биографическая драма выживания от Дэнни Бойла в свое время получила 6 номинаций на «Оскар», включая «лучшую мужскую роль» и «лучший фильм». Картина рассказывает историю любителя приключений, который упал в каньон и оказался зажатым в подвешенном состоянии между двумя глыбами. В таком положении он провел те самые 127 часов, которые записал на камеру. Несмотря на наличие в фильме второстепенных героев, вроде сестры и девушки главного героя, все повествование держится на Джеймсе Франко, который не без таланта выносит эту тяжкую долю.
Лок / Locke (2013, Стивен Найт)
Айвен Лок (Том Харди) за рулем машины разговаривает с помощью hands-free по телефону с тремя людьми. Сегодня — важнейшая ночь для него во всех смыслах. Женщина, с которой он единожды переспал, вот-вот должна родить. Планируется укладка фундамента для крупнейшего проекта строительной компании, в которой он работает. Жена сейчас узнает, что Лок ей изменил. Он же просто считает, что ему нужно поступить правильно во что бы то ни стало.
Не угаснет надежда / All is Lost (2013, Джей Си Чендор)
Безымянный мужчина (Роберт Редфорд) путешествует на яхте по Индийскому океану. Проснувшись, он обнаруживает, что вода затапливает лодку — она столкнулась с грузовым контейнером. Навигационные системы уничтожены, и мужчина остается один на один с надвигающимся штормом.