Топ-35 любимых фильмов Пола Томаса Андерсона
Мы были бы совсем не против, если бы Пол Томас Андерсон набросал пару строк для нашей карантинной афиши, но прекрасно понимаем, что этой громадине будет тесновато в таком формате. Так что если вдруг вы уже успели обнулить все свои списки фильмов для просмотра и хотите немного размяться, то приглашаем вас пробежаться по топу из 35-ти картин, которые американский режиссер не рекомендует пропускать.
Для тех, кто предпочитает что-нибудь поскромнее, у нас есть укороченная версия такого списка.
Большой папа / Big Daddy, 1999
реж. Деннис Дуган
К тому моменту, как Пол Томас Андерсон начал работать с Адамом Сэндлером над фильмом «Любовь, сбивающая с ног», он уже был его большим поклонником. В подкасте Билла Симмонса ПТА сказал, что любит «Большого папу» больше, чем «Билли Мэдисона».
Плохой день в Блэк Роке / Bad Day at Black Rock, 1955
реж. Джон Стерджес
Давая советы начинающим молодым кинематографистам, ПТА сказал:
Идите своим путем, экономьте деньги и забудь о киношколе. Посмотрите фильм «Плохой день в Блэк Роке» и прислушайтесь к Джону Стерджесу. После этого вы узнаете о кинопроизводстве больше, чем за четыре года обучения в киношколе.
Горький чай генерала Йена / The Bitter Tea of General Yen, 1932
реж. Фрэнк Капра
Во время участия в Нью-Йоркском кинофестивале в 2014-м году режиссер признался, что совсем недавно посмотрел этот фильм и сразу же в него влюбился.
Барбара Стэнвик — самая сексуальная женщина, которую я когда-либо видел в своей жизни. Потрясающая актриса!
Глубокий сон / The Big Sleep, 1946
реж. Ховард Хоукс
Именно любовь ПТА к запутанным детективным фильмам, таким как «Глубокий сон» Говарда Хокса, вдохновила его на то, чтобы перенести книгу Томаса Пинчона «Внутренний порок» на большой экран.
Клетка для пташек / The Birdcage, 1996
реж. Майк Николс
Пол Томас Андерсон называет «Клетку для пташек» Майка Николса своим «go-to comfort movie».
Синий бархат / Blue Velvet, 1986
реж. Дэвид Линч
Любимый фильм режиссера у Дэвида Линча.
Назови меня своим именем / Call Me By Your Name, 2017
реж. Лука Гуаданьино
ПТА назвал «Назови меня своим именем» одним из самых выдающихся фильмов 2017-го года.
Город призраков / City of Ghosts, 2017
реж. Мэтт Хейнеман
Один из самых мощных документальных фильмов за последние годы.
Догвилль / Dogville, 2003
реж. Ларс фон Триер
Пол Томас Андерсон однажды брал интервью у Ларса фон Триера, в котором поблагодарил его за создание этого фильма. Режиссер признался, что не проникся им с первого раза, но с каждым следующим просмотром его любовь усиливалась.
Когда я увидел «Догвилль» впервые, то подумал, что это было очень серьезно, а потом я посмотрел его во второй раз и такой «Слушайте, а это чертовски весело!».
Доктор Стрейнджлав / Dr. Strangelove, 1963, Лолита / Lolita, 1962, Цельнометаллическая оболочка / Full Metal Jacket, 1987, Сияние / The Shining, 1980
реж. Стэнли Кубрик
Режиссер назвал все эти четыре картины, когда пользователь Reddit попросил выбрать лучший фильм Стэнли Кубрика. ПТА познакомился с режиссером на съемках «С широко закрытыми глазами». Андерсон приехал навестить Тома Круза, который снимался у него в «Магнолии».
Я удивился, что у Кубрика на съемках работает совсем небольшая команда и спросил его: «Вы всегда работаете с таким маленьким количеством людей?». Он посмотрел на меня и сказал: «Почему? А сколько людей нужно вам?». Я почувствовал себя голливудским мудаком.
Дюнкерк / Dunkirk, 2017
реж. Кристофер Нолан
Военный фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» поразил Пола Томаса Андерсона, когда он его впервые увидел. Режиссеры являются близкими друзьями и разделяют любовь к стрельбе на экране. Как однажды объяснил Андерсон:
Я всегда смотрю его фильмы как только они выходят. Нет большего удовольствия, чем сидеть в кинотеатре и говорить: «Как, черт возьми, он это сделал?». В «Дюнкерке» я думал об этом постоянно.
Мадам де… / The Earrings of Madame de…, 1953
реж. Макс Офюльс
Андерсон признался, что Макс Офюльс — один из тех людей, которые больше всего повлияли на его карьеру, а романтическую драму «Мадам де…» ПТА считает лучшей работой немецкого режиссера.
Газовый свет / Gaslight, 1944
реж. Джордж Кьюкор
«Призрачная нить» появилась на свет благодаря любви Андерсона к мрачным романтическим фильмам, таким как «Ребекка», «Подозрение» и «Газовый свет».
Это именно тот жанр, к которому я всегда стремлюсь. Поэтому у меня и появилась идея снять фильм про очень волевого человека, который однажды заболел и его супруга подумала: «Хм, а мне нравится, когда он такой».
Улетные девочки / Girls Trip, 2017
реж. Малкольм Д. Ли
После просмотра этого фильма, Андерсон поставил Тиффани Хэддиш на первое место в списке актрис, с которыми он хотел бы поработать.
Прочь / Get Out, 2017
реж. Джордан Пил
Я посмотрел фильм Пила зимой в Лондоне, в середине съемок «Призрачной нити». Мне тогда нужен был некий спасательный круг, мне нужно было, чтобы меня что-то вдохновило. Было очень холодно, мне казалось, что в наших съемках не все проходит гладко, и я выбрал себе кино на воскресный вечер. Я был большим поклонником всего, что делал Пил на телевидении, но этот фильм очень сильно меня вдохновил. Это была некая связь с моей страной, какой бы странной она не была. По иронии судьбы это кино заставило меня скучать по дому.
Гунда / Gunda, 2020
реж. Виктор Косаковский
«Гунда» — чистое кино. Это то, к чему мы все должны стремиться как режиссеры и зрители. Потрясающая картинка и звук идеально сочетаются с лучшим актерским составом. Это даже больше похоже на зелье, чем на фильм.
Игорный дом / House of Games, 1987
реж. Дэвид Мэмет
Драма Дэвида Мэмета «Игорный дом» произвела такое сильное впечатление на молодого Пола Томаса Андерсона, что он использовал стиль его диалогов в качестве ориентира для своих работ.
Я по глупости верил, что диалоги Мамета — это то, как люди действительно разговаривают. Люди ассоциируют имя Мэмета с диалогами, но я думаю, что его сила заключается именно в умении рассказывать истории. «Игорный дом», например, — один из лучших написанных сценариев когда-либо, и именно структура этой истории делает его таким блестящим.
Я – Куба / I Am Cuba, 1964
реж. Михаил Калатозов
Образы Калатозова в этой драме оказались настолько яркими, что Андерсон воспользовался его приемами работы с камерой в «Ночи в стиле буги». Самая известная сцена в фильме «Я — Куба» — один дубль, который начинается на крыше отеля, спускается вниз на несколько этажей и в какой-то момент оказывается под водой в бассейне. Похожую сцену Андерсон снял в «Ночи в стиле буги». Впоследствие она стала одной из ключевых в ранней фильмографии режиссера.
Я знаю, куда я иду! / Know Where I’m Going!, 1964
реж. Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
Несмотря на то, что самым лучшим фильмом у Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера принято считать «Красные башмачки», ПТА называет великим именно «Я знаю, куда я иду».
Челюсти / Jaws, 1975
реж. Стивен Спилберг
Фильм, который я бесконечно пересматривал в детстве вместе с «Волшебником страны Оз».
Джеки Браун / Jackie Brown, 1997
реж. Квентин Тарантино
То как Тарантино выстроил отношения между персонажами Пэм Гриер и Роберта Форстера поднимает «Джеки Браун» на вершину списка его лучших фильмов. Это очень крутое кино о людях среднего возраста, которые чувствуют, как уходит их время. Это доводит меня до слез.
Леди Берд / Lady Bird, 2017
реж. Грета Гервиг
Вы видите эту ирландскую актрису в роли подростка из Калифорнии, а точнее из Сакраменто, и вы спрашиваете: «Как она это сделала?». Это невероятное чувство, когда ты видишь какой-то магический трюк перед собой и все вещи, которые ты до этого знал о том, что нужно, чтобы быть режиссером, исчезают.
Мастер / The Master, 2012
реж. Пол Томас Андерсон
Мы вложили в этот фильм огромное количество эмоций: и я, и Феникс, и Хоффман и Эми. Я до конца не уверен, что это действительно успешный фильм. Но он хорош и уникален именно для меня. Я очень надеюсь, что люди наслаждаются этим кино ровно также, как я им горжусь. И, конечно, у меня к этой картине особые чувства еще и по ряду личных причин.
Франшиза «Миссия: невыполнима»
ПТА буквально одержим Томом Крузом, что отчасти является причиной того, что Андерсон использовал Круза, чтобы разрушить его харизматический образ в «Магнолии».
Круз — чертов король! Он очень смешной. Обожаю смотреть «Миссию невыполнима».
Лунный свет / Moonlight, 2016, Если Бил-стрит могла бы заговорить / If Beale Street Could Talk, 2018
реж. Барри Дженкинс
Во время круглого стола Гильдии режиссеров Америки, Андерсон сказал, что он считает Дженкинса преемником своего личного героя Джонатана Демме. ПТА сказал:
Я очень завидую тому, как вы работаете с крупными планами. Есть множество людей, которые пытались снимать также, как этот делал Джонатана Демме, но, кажется, у вас это получается лучше всех.
Нэшвилл / Nashville, 1975
реж. Роберт Олтмен
«Нэшвилл» — любимый фильм ПТА у Роберта Олтмена. Андерсон вообще большой поклонник его карьеры и свой фильм «Нефть» он посвятил покойному режиссеру.
Страстная дружба / The Passionate Friends, 1949
реж. Дэвид Лин
Рабочие отношения между Полом Томасом Андерсоном и композитором Джонни Гринвудом часто начинаются с того, что режиссер знакомит музыканта с фильмами, которые могут послужить дальнейшим вдохновением. Для «Призрачной нити» ПТА как раз и предложил Гринвуду посмотреть одну из своих самых любимых драм Дэвида Лина «Страстная дружба».
Секретное досье / The Post, 2017
реж. Стивен Спилберг
Спилберг умеет работать с камерой как никто другой. Я посмотрел «Секретное досье» буквально на днях, и не мог поверить, что можно так здорово справляться с большим количеством людей в маленьком пространстве. Все кажется естественным, камера танцует вокруг них — это просто чудо постановки и операторской работы.
Тихое место/ A Quiet Place, 2018
реж. Джон Красински
Пол Томас Андерсон настолько полюбил «Тихое место», что позвонил Джону Красински и лично поблагодарил его за фильм. Через несколько месяцев после премьеры, Андерсон даже организовал специальный показ, чтобы увеличить его шансы на «Оскар». Красински поделился с The New York Times, что такая громкая реакция ПТА на его режиссерский дебют стала некой сюрреалистической частью этого фильма.
Человек дождя / Rain Main, 1988
реж. Барри Левинсон
Андерсон признался, что пик его любови к Тому Крузу пришелся именно на тот момент, когда он увидел актера в «Человеке дождя».
Я думаю, что я люблю Тома Круза больше, чем кто-либо любит Тома Круза.
Окно во двор / Rear Window, 1954
реж. Альфред Хичкок
ПТА вдохновился этим фильмом перед созданием «Призрачной нити». Несмотря на то, что он уже смотрел «Окно во двор» до этого, повторный просмотр произвел на него куда большее впечатление.
Конфискатор / Repo Man, 1984
реж. Алекс Кокс
Пол Томас Андерсон обожает «Конфискатора» Алекса Кокса и его «Врожденный порок» также нацелен на то, чтобы зафиксировать свой взгляд на бесправных персонажах, бродящих по долине Сан-Фернандо.
Форма воды / The Shape of Water”, 2017
реж. Гильермо дель Торо
Первое, о чем я думаю, когда вспоминаю фильм Гильермо, — это Салли Хокинс и ее игра.
Молчание ягнят / The Silence of the Lambs, 1991
реж. Джонатан Демме
В 2013 году The Criterion Collection попросили Пола Томаса Андерсона назвать, какие три режиссера оказали наибольшее влияние на его карьеру. Он ответил: «Джонатан Демме, Джонатан Демме и Джонатан Демме».
Он мой герой. Это был человек, на которого я равнялся. Если бы я мог делать свои фильмы, я бы хотел, чтобы они выглядели и звучали именно так. В моменты, когда я чувствовал, что зашел в тупик, я спрашивал у себя — «Что бы сделал Джонатан?» И иногда это помогало мне встать на верный путь.
Что гложет Гилберта Грейпа? / What’s Eating Gilbert Grape, 1993
реж. Лассе Халльстрем
Ходили слухи, что за главную роль в «Ночах в стиле буги» боролись Марк Уолберг и Леонардо ДиКаприо. Андерсон был заинтересован во встрече с ДиКаприо для обсуждения роли Дика Дигглера, потому что он был давним поклонником Лео, начиная с того времени, когда увидел его в «Что гложет Гилберта Грейпа». Андерсон признался в подкасте Билла Симмонса, что он одержим этим фильмом и актерской игрой ДиКаприо в нем. ПТА также фанат картины «Жизнь этого парня».
Источник: Indiewire