В 2018 году на Каннском кинофестивале мы познакомились с режиссером Михаилом Бородиным, чей короткометражный фильм «Я нормальный» был в конкурсе «Недели критики». Поскольку фильм нас впечатлил, мы ждали новостей о его будующих проектах, и, наконец, дождались.
«Продукты 24» — дебютный полнометражный фильм Михаила Бородина, посвященный современному рабству. Продюсером фильма выступает Артем Васильев из «Метрафильмс». Съемки должны были начаться еще в июне, но из-за пандемии коронавируса были перенесены на начало августа.
Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в 2012 году в московском районе Гольяново. Тогда были освобождены женщины, которые многие годы жили и работали в рабских условиях в одном из продуктовых магазинов города.
«Фильм рассказывает о глобальной проблеме рабства через историю главной героини, которая проживает обрушившиеся на нее испытания. Она хотела заработать на жизнь, а оказалась в ужасной ситуации. В «Продуктах 24» я специально стремлюсь к условности в киноязыке, чтобы фильм не стал парадом насилия, потому что реальная история довольно жесткая. Если ее рассказывать документально и подробно, то для зрителя она перестанет быть правдой», — комментирует режиссер фильма Михаил Бородин.
Исполнители ролей в фильме — представители Центральной Азии, в основном непрофессиональные актеры. При подборе актеров Михаил ориентировался на фотографии реальных людей из истории про «гольяновских рабов», опубликованные в СМИ. Создавая образы героев, он попытался нарисовать общую картину жизни мигрантов из Средней Азии, объединенных так или иначе общим культурным кодом: узбеков, таджиков, киргизов, казахов, туркмен.
«Я с удивлением и грустью обнаружил, что единственный фильм, который серьезно поднимает проблему мигрантов из бывших советских республик, — это «Айка» Сергея Дворцевого. Это единственный серьезный разговор о мигрантах, судьбе женщин, феминизме и постколониальной России. Хотелось бы вести этот разговор дальше и глубже. Одни люди находятся в абсолютно бесправном положении, другие этим пользуются. Такие вопросы меня волнуют, а разговор о них не ведется. При этом магазин в Гольяново и сейчас продолжает работать. Половина действия фильма происходит в Узбекистане — это сделано для того, чтобы взгляд на проблему был многосторонним, чтобы зрители увидели ее как снаружи, так и изнутри. У каждого — и у русских, и у узбеков — будет своя точка зрения, и мне показалось важным их соединить, перекинуть мостик», — рассказывает режиссер картины Михаил Бородин (он сам родился и вырос в Узбекистане).