Oasis: Supersonic. How to Lose Friends & Alienate People

Daria Postnova,

Oasis: Supersonic
Режиссер: Мэт Уайткросс
Дата премьеры в РФ: 5 ноября (Фестиваль нового британского кино)

1996 год, Небуорт. Пятеро парней невозмутимо смотрят на огромную толпу с высоты птичьего полёта. Две сотни тысяч человек скандируют: «Oasis! Oasis!» Пятеро парней выходят на сцену. «Это войдёт в историю! Это войдет в историю! То, что происходит прямо здесь и сейчас, войдёт в историю!» — объявляет публике один из них. Пятеро парней отыгрывают самый крупный мировой концерт за последние десятилетия, первыми аккордами которого начинается и завершается картина Oasis: Supersonic.

Самый непримиримый тандем в истории музыки — братья Ноэл и Лиам Галлахеры — пришли к соглашению, что настало подходящее время для выхода документального фильма (братья! Галлахеры! пришли! к соглашению!). Конечно, в итоге это их не объединило: на премьеру фильма в Лондоне Лиам заявился в гордом одиночестве, а режиссёр ленты Мэт Уайткросс признался, что за время съёмок братья ни разу не пересеклись на площадке. Впрочем, и к лучшему: не пострадали ни сами музыканты, ни окружающие.

Конечно, честнее было бы назвать картину, к примеру, A Thin Line Between Love and Hate: The Gallagher Brothers, потому что всё внимание сконцентрировано непосредственно на Ноэле и Лиаме, а другие участники в основном рассказывают о том, как же сложно с ними бывает ужиться. Неслучайно в самом начале фильма звучит сравнение братьев с библейскими персонажами Каином и Авелем (правда, в фильме их имена изменены на более подходящие Кабель и Авель). Интересно, что в ленте даже не упоминается знаменитая «Битва Бритпопа» между Oasis и Blur (которая, впрочем, по словам Дэймона Албарна, была раздута прессой), на которой весьма подробно останавливается документальный фильм о Blur «Без обратного пути» (No Distance Left to Run, 2010), да и вообще ни о ком из брит-поп собратьев (Suede, The Stone Roses, Pulp и иже с ними) речи не идёт.

Закадровые голоса участников группы, менеджеров, продюсеров, матери братьев Пегги Галлахер повествуют нам о многом, открывая действительно важные факты и по-новому раскрывая характеры музыкантов: Ноэл написал Supersonic, пока остальные бегали за китайской едой; у Лиама появились способности к музыке после удара молотком по голове; на выступлении в Лос-Анджелесе, будучи под метамфетамином, группа играла одновременно разные песни; Лиам когда-то справил малую нужду на стереосистему Ноэла. Несмотря на то, что лента охватывает относительно недолгий отрезок творческого пути группы — с зарождения до триумфальных концертов в Небуорте — к концу складывается довольно полное представление о братьях Галлахер и приходит понимание, что их взаимоотношения не всегда ограничивались твитами с вариациями слова potato:

Мэту Уайткроссу удаётся в течение всего хронометража сохранять ладный темп, заставлять то и дело искренне заливаться хохотом и сохранять интерес зрителя к происходящему на экране — отчасти благодаря поставленной в нужное время в нужном месте точке. Отдельного внимания, бесспорно, заслуживает визуализация: уникальные кадры из личных архивов группы чередуются с забавными коллажами и живыми выступлениями. С музыкальной составляющей здесь тоже всё в порядке: с первого и до последнего момента фильм обрамляют главные хиты Oasis: Don't Look Back In Anger — check ✓, Supersonic — check ✓, Champagne Supernova — check ✓, Live Forever — check ✓, Wonderwall, куда же без неё, — check ✓.

Oasis: Supersonic возвращает нас во времена, когда кучка не в меру наглых парней с гитарами могла завоевать весь мир, когда депортация молодой группы за пьяный дебош вызывала разве что восхищение. И пусть Ноэл в самом конце ленты утверждает, что триумф Oasis — дело случая и что появись группа в наши дни, вряд ли бы кто-нибудь её вообще заметил, нет сомнения, что грузовик с музыкальными продюсерами перевернулся на Галлахер-стрит не просто так.