Уже несколько лет в России процветает культура ретроспектив и небольших кинофестивалей, на которых зрители могут пересмотреть любимое кино на большом экране. Этими событиями в основном занимаются проекты ARTпоказ, Иноекино и журнал «Искусство кино», вернувшие на большие экраны лучшие работы Тарковского, Бергмана, Кубрика и других ваших любимых режиссеров. Также обороты набрал Beat Film Festival и множество классных проектов арт-объединения Cool Connections.
Разовые показы фильмов можно было устраивать без прокатного удостоверения (которое и для новинок проката достать нелегко). Но Госдума приняла новый закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который ставит все вышеперечисленные мероприятия под угрозу.
У термина «кинофестиваль» отныне есть официальное определение: «культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов». Также у каждого фестиваля, соответственно, должно быть жюри. Кроме того, чтобы у организаторов «кинофестивалей» была возможность показать картину без прокатного удостоверения, фильм должен быть снят не больше года назад и войти в конкурсную программу кинофестиваля.
Это весьма хитрый и очень циничный законопроект со стороны нашего государства. Провести зачистку для «своих» фестивалей, а заодно и установить контроль «качества». Ловкий и выгодный маневр — зачистить рынок кинотеатральных непрокатных показов от организаций, которые не зависимы от государства, то есть не имеют государственного бюджета/вложений, а заодно и установить контроль «качества» программ. А введение обязательного утверждения фестиваля — не что иное, как цензура. Что-то напоминает, не правда ли? Ощущение, что суть всех этих действий примерно одна — сделать всю киноиндустрию максимально подвластной, управляемой, проверенной, а всех лишних и независимых вычистить из кинотеатров насовсем. Так очень выгодно и идеологически, и финансово для нашего государства. Вычистить из чужих кинотеатров, кстати. Из частных. Хотя и свои многие станут убыточными, вроде питерской «Родины». А если питерская «Аврора», новосибирская «Победа» и многие другие будут показывать только прокатное кино, долго ли они проживут вообще? Проект «КароАрт» можно сразу же закрывать, как и наш. И так далее, по цепочке.
— Алексей Бажин, основатель проекта «Иноекино»
К третьему чтению в законопроекте появились и послабления: из новой редакции не следует, что показываемый без удостоверения фильм сам должен быть в конкурсной программе, а также исчезло гнетущее положение о том, что без прокатного удостоверения можно показать фильм не старше года с момента создания. Тем не менее, закон в новой редакции по-прежнему призван создать колпак, под которым будут находиться фестивали, и совершенно не учитывает формат киносмотра без конкурса, пишет журнал Сеанс.
Закон вступит в силу через три месяца после его официального опубликования.