Свою карьеру режиссера Майк Николс начал с оглушительного успеха — дебютная камерная драма «Кто боится Вирджинии Вульф» имеет в активе пять Оскаров и статус культовой классики. Такой сходу заданной высокой планке очень сложно соответствовать — если последующая работа выйдет хоть немного хуже первой, то не оберешься разочарованных вздохов и протяжных «нууу, хорошо, но ожидал я лучшего». Но Майку Николсу удалось не только поддержать уровень, но и снять фильм даже лучше. Речь, конечно, идет о «Выпускнике» 1967 года. Кино, поднявшее Дастина Хоффмана до этажа с актерами первого эшелона (а ведь многие были против его кандидатуры на роль Бенджамина Брэддока и хотели найти человека с амплуа типичного красавчика, но хорошо, что все вышло так, как вышло) и имеющее в саундтреке композиции Пола Саймона в исполнении Саймона и Гарфункеля, чья «The Sound of Silence» спустя почти полвека все еще находит себе приют в саундтреках новых фильмов и сериалов (четвертый сезон «Замедленного развития» даже превратил ее в мем).
Фильм начинается с возвращения домой Бенджамина Брэддока, который только выпустился из колледжа. Юноша с некой апатией относится к происходящим вокруг событиям и усердно избегает разговоров о будущем. Тут на горизонте возникает жена одного из бизнес-партнеров отца миссис Робинсон (восхитительная Энн Бэнкрофт, к сожалению, ставшая заложницей образа после исполнения этой роли), которая сразу же положила глаз (а впоследствии и остальные части тела) на Бенджамина. Оба вступают в отношения не из-за внезапно вспыхнувших чувств, а от скуки. Но даже этот мезальянс никак не может встряхнуть тягучие и осточертевшие будни. Все кардинально меняется только с приездом дочери Робинсонов Элейн, которой удается пробудить Бенджамина, но все обстоятельства складываются им наперекор.
Несмотря на весь драматизм, фильм больше смотрится как стильная (какие-то моменты словно сняты в лучших традициях Феллини) комедия. Если же главная тройка Бенджамин-Элейн-миссис Робинсон состоит из настоящих, узнаваемых людей, то практически все второплановые и фоновые персонажи являются гротескными собирательными образами. Николсу и авторам сценария Уиллингэму и Генри удалось таким образом сбавить напускную серьзность и претенциозность романа-первоисточника Чарльза Уэбба. Любителям хорового «акнигалучше» здесь ловить нечего.
Существует мнение, что фильм не выдерживает проверку временем (в частности, этой точки зрения придерживался именитый кинокритик Роджер Эберт), и дни, когда он был актуален, давно сочтены. Но ведь ситуации, когда родители портят жизнь детям из-за собственных амбиций и отсутвия осознания, что твой ребенок — это такой же человек, а не тамагочи, будут всегда. Всегда будут неудачные браки, в которых один из партнеров (а то и оба) начинает сходить с ума от скуки и осознания неправильности сделанных в прошлом решений. Всегда будет и заблудившаяся в своих желаниях молодежь, которая все никак не может понять, что же она действительно хочет, а правильное ли будущее строит, и к радужным ли перспективам ведет совершенный выбор.
Рита Синютина