Торжество 80-х: Лучшие саундтреки Джорджо Мородера
Даша Постнова,

«Мне не нравится, когда меня называют крестным отцом диско. Это лучше, чем если бы меня звали дедушкой диско, но по-прежнему не очень», — шутит Джорджо Мородер. На самом деле величайший итальянский музыкант (которому сегодня исполняется 79!) заслуживает каких угодно титулов. Он одним из первых начал экспериментировать с синтезатором, считая его «звучанием будущего», и стал пионером электронной музыки.

Сложно поверить, но в 2019-м «человек, который заставил весь мир танцевать» поедет в свой первый тур – раньше Джорджо просто не был заинтересован в гастрольных выступлениях. 13 мая он даст концерт в московском Crocus City Hall. Более подробную информацию и билеты на шоу можно найти здесь.

Огромных успехов Мородер добился и в кинематографе: на его счету четыре «Золотых глобуса» и три «Оскара» за лучшее музыкальное сопровождение к фильмам (а также две номинации на «Золотую малину», но об этом — в самом конце). Мы выбрали пять самых важных саундтреков авторства Мородера, которые навсегда изменили историю киномузыки.

agiorgio
Фото / Getty


Полуночный экспресс / Midnight Express, 1979
реж. Алан Паркер

В 1979 году Джорджо Мородер удивил всех: с первой попытки получил «Оскар» за «Лучший оригинальный саундтрек» к американско-турецкой тюремной драме «Полуночный экспресс». Как отмечал сам музыкант, со стороны режиссера Алана Паркера было смелым шагом нанять музыканта, работавшего в относительно новом жанре и имевшего 0 (ноль) опыта в написании саундтреков. Тогда в кинематографе работали в основном классические музыканты, и появление там поп-артиста было большим успехом.

Алан Паркер просто доверился моему видению. Интересно, что на тот момент я ничего не знал про работу над саундтреками. Я смотрел кино как обычный зритель, ни секунды не задумываясь о том, как должна звучать музыка к фильму. Поэтому я просто взял и сделал — и получилось неплохо. Круто, что Алан просто позволял мне делать то, что я считал нужным.


Американский жиголо / American Gigolo, 1980
реж. Пол Шредер

«Оскар» распахнул перед Мородером все двери — его стали приглашать на важнейшие проекты. Одним из них стал «Американский жиголо», криминальная драма с Ричардом Гиром в роли элитного проститута. Кстати, «Жиголо» стал одним из первых крупных голливудских фильмов, где мужчина предстал перед камерой полностью обнаженным, frontal male nudity, как говорится — с таким вкладом в культуру не поспоришь.

Но не членом единым. Именно этому фильму и именно Джорджо Мородеру мы обязаны появлению песни Call Me. Изначально Мородер предложил записать трек Стиви Никс из группы Fleetwood Mac, но та отказалась, и тогда продюсер обратился к Дебби Харри из Blondie. Песня захватила все чарты, которые можно представить, была номинирована на «Грэмми» за «Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой», а также претендовала на звание «Лучшей оригинальной композиции» на «Золотом глобусе». На фоне величия Call Me теряются другие талантливые мелодии фильма — например, написанная совместно с Полом Шредером Love and Passion, по сюжету играющая в гей-клубе, или инструментальная Palm Springs Drive. Тем не менее, номинацию на очередной «Глобус» за «Лучший саундтрек» Мородер все-таки получил.


Люди-кошки / Cat People, 1982
реж. Пол Шредер

И снова Шредер. «Люди-кошки» — эротический хоррор с Настасьей Кински и Малкольмом Макдауэллом в главных ролях, и если мы только что не продали вам этот фильм, то вы плохой покупатель.

Саундтрек примечателен главным образом тем, что Дэвид Боуи написал текст к песне Cat People (Putting Out Fire), и даже получил за нее свою единственную номинацию на «Золотой глобус». Был ли Джорджо Мородер номинирован за «Лучший саундтрек», спросите вы? Конечно! Но награду тогда заслуженно получил Джон Уильямс с «Инопланетянином», обогнав еще и «Бегущего по лезвию» — не самый грустный способ проиграть. А Cat People потом вошла в альбом Боуи Let's Dance – правда, из-за возни с правами ее пришлось немного перезаписать. Что не менее важно, именно под эту песню Шошанна в «Бесславных ублюдках» записывает свое обращение и прихорашивается перед выходом к достопочтенной публике. Действительно Putting Out Fire, подумал когда-то Квентин Тарантино.


Лицо со шрамом / Scarface, 1983
реж. Брайан де Пальма

Ремейк картины Говарда Хоукса 1932 года, написанный Оливером Стоуном и снятый Брайаном Де Пальмой, рассказывает историю кубинского беженца Тони Монтаны (Аль Пачино), приехавшего в восьмидесятых в Майами и ставшего влиятельным наркобароном.

Сотрудничество Мородера с Дебби Харри здесь продолжилось: она записала песню Rush Rush, которая стала дебютным синглом певицы после распада Blondie. Само название песни недвусмысленно отсылает к кокаину (как и весь фильм), а сама Харри, страдавшая тогда от наркотической зависимости, признавалась, что и тема фильма, и написанные ею слова сильно соотносились с ее собственным опытом. Альбом получил номинацию на (угадайте) «Золотой глобус» за «Лучший оригинальный саундтрек».

Многие песни и инструментальные композиции из саундтрека были впоследствии использованы в качестве сэмплов рэперами разной степени известности: Рик Росс, Lil Wayne, Mopp Depp, а это, как известно, является главным показателем успешности музыки. Кстати, переиздание альбома Universal в 2003 году вызвало волну критики — многие треки были заменены более «современными» ремиксами. Впрочем, по словам Брайана де Пальмы, студия вообще хотела поменять оригинальные треки на рэп (это не учебная тревога!), но режиссер послал их лесом.


Танец-вспышка / Flashdance, 1984
реж. Эдриан Лайн

Романтическая драма Эдриана Лайна («Лолита», «9 1/2 недель») рассказывает историю простой американской танцовщицы, которая мечтает стать профессиональной балериной. Лента неожиданно собрала отличную кассу, но от кинокритиков ей досталось по полной. Например, Роджер Эберт внес «Танец-вспышку» в список «Самых ненавистных фильмов», посоветовав исполнительнице главной роли Дженнифер Билз не расстраиваться и просто найти себе нормального агента, который будет отсеивать ужасные сценарии.

Впрочем, саундтрек к фильму имел поистине оглушительный успех как в рамках киноиндустрии, так и за ее пределами. Мородер написал и спродюсировал его совместно с еще несколькими звездными продюсерами, включая Фила Рамона (Рэй Чарльз, Селин Дион, Боб Дилан, Фрэнк Синатра, можно перечислять еще долго), Пита Беллотта (Джанет Джексон, Элтон Джон, Тина Тернер), Кита Олсена (Оззи Осборн, Fleetwood Mac). Саундтрек был номинирован на «Грэмми» как «Лучший альбом» и в итоге выиграл в секции «Лучший саундтрек-альбом». Что забавно, на «Оскаре» Мородер в итоге выиграл у самого себя — статуэтку получил саундтрек «Танца-вспышки», обойдя «Лицо со шрамом».


Бонус: обещанное про «Золотую малину». В 1984 году Мородер перемонтировал культовый и многострадальный «Метрополис» Фрица Ланга, а также написал к нему музыку, за что и получил номинацию за «Худшее музыкальное сопровождение». При этом организаторы номинировали его заодно и за саундтрек к эротической драме «Похититель сердец», но награда все равно ушла к Питеру и Эльмеру Бернштейнам и их «Болеро». Годом ранее Мородер боролся за «Малину» с музыкой к фильму «Супермен 3». Учитывая, что эта категория в рамках «Золотой малины» просуществовала всего с 1981 до 1985 года, композитор успел взять от жизни все. В пылающий исторический автобус, кстати, успели запрыгнуть также Эннио Морриконе, Джон Уильямс, Джимми Пейдж и группа Tangerine Dream.


Фото обложки — Hedi Slimane / Dazed