Fa-fa-fa-fa-fa-fa: 10 необычных музыкальных байопиков

Cinemaholics Team,

Показать творческий путь одаренного человека, не свалившись при этом в банальность — задача не из легких. С музыкантами это, пожалуй, вдвойне сложнее, поскольку здесь есть риск взять фальшивую ноту еще и за кадром.

Вспоминаем десять фильмов, где все получилось как надо.


Бархатная золотая жила / Velvet Goldmine


Реж. Тодд Хейнс
О ком: об Игги Попе и Дэвиде Боуи, но это не точно

Velvet Goldmine изначально задумывался как фильм о предполагаемом романе Игги Попа и Дэвида Боуи. Причем второй все отрицает, а первый говорит, что никто в зравом уме не упустил бы возможность переспать с Боуи (тут не поспоришь). Дело даже дошло до суда, но режиссер Тодд Хэйнс изменил имена главных героев, и вуаля – на свет появился главный фильм о глэм-роке, способный превратить любое земное создание into a gay man.

Впрочем, об этом лучше вообще не думать, а просто отдаться дерзкому порыву свободы, рок-н-ролла и артистичного эгоизма, утонув в перьях и блестках. Фильм стоит смотреть хотя бы ради любовной сцены Кристиана Бэйла и Юэна МакГрегора: по легенде, когда режиссер закончил съемки этого эпизода, актеры, находящиеся довольно далеко от съемочной группы, продолжали изображать акт любви, пока команда уже сворачивалась и все собирались домой. Бэйл вроде как до сих пор немного злится на Хейнса за это.


Круглосуточные тусовщики / 24 Hour Party People


Реж. Майкл Уинтерботтом
О ком: об основателях лэйбла Factory Records

Летопись лучших лет британской поп-музыки, сделанная с нервическим драйвом. Майкл Уинтерботтом, снимающий обычно по сто фильмов в год во всех возможных жанрах, в этом фильме неожиданно высек искру: скачущая камера, рваный нарратив, десяток дорогих сердцу образов — от Иэна Кертиса до Happy Mondays — сложились в разухабистый гимн времени, когда было возможно все и даже немного больше.

Стив Куган с блеском играет Тони Уилсона и периодически идет на четвертую стену с молотком, впрочем, как и другие герои. Единственный минус картины — людям, не погруженным в контекст и не засыпающим под песню Blue Monday, может быть трудно разобраться, что к чему.


Любовь и милосердие / Love & Mercy


Реж. Уильям Полад
О ком: об авторе песен Beach Boys Брайане Уилсоне

Превосходное кино о великом затворнике Брайане Уилсоне, главной движущей силе группы Beach Boys. Драматическая судьба музыканта обрела здесь какой-то монументальный вид, при этом фильм пролетает на одном дыхании. От невероятного успеха к нервным срывам и запертым дверям: режиссер Уильям Полад успевает показать программу максимум со всеми обязательными биографическими остановками, действуя, однако, вне клише. И, конечно же, наша радость была бы неполной без Пола Дано, блистательно сыгравшего главную роль.


За канделябрами / Behind the Candelabra


Реж. Стивен Содерберг
О ком: о человеке с королевскими нарядами и отсутствием квоты на блестки – великом пианисте Валентино Либераче

Один из самых смешных и пронзительных байопиков одновременно, очередное доказательство теории о том, что Содерберг умеет все что угодно. Либераче явно промахнулся с эпохой: слишком талантливый, слишком раскованный, слишком неудобный, он был вынужден скрывать свою ориентацию и непростой нрав, дабы оставаться самым желанным пианистом для всех категорий зрителей.

Картина фокусируется на финальном отрезке жизни музыканта, подробно рассказывая о его романе со Скоттом Торсоном (Мэтт Деймон и удивительные парики). Лента, безусловно, была достойна большого экрана, но крупные студии отвергали ее с формулировкой «слишком гейский фильм». Интересно было бы посмотреть, как они кусали локти, когда картина завоевала престижные тв-награды, а также единственно важный приз Каннского фестиваля — «Премию пальмовой собаки».


Голос улиц / Straight Outta Compton


Реж. Ф. Гэри Грей
О ком: о ребятах, которые научили весь мир кричать fuck da police

Картина о «королях Комптона» целиком и полностью оправдывает свое название. «Голос улиц» не только наглядно и очень емко показывает хронику событий, произошедших с легендарной рэп-группой N.W.A., но и точнейшим образом отображает дух той эпохи.
Если вы раньше ничего не слышали про хип-хоп западного побережья, то после просмотра фильма Ф. Гэри Грея перед вами будет целостная картина того, как происходило становление одного из самых популярных современных музыкальных жанров.


Англия принадлежит мне / England is Mine


Реж. Марк Гил
О ком: о начале творческого пути Стивена Моррисси

«Англия принадлежит мне» — первая полнометражная работа Марка Гила, за чьими плечами номинация на Оскар за короткометражный фильм «Загадка Вурмана». Картина посвящена молодым годам лидера легендарной группы The Smiths Стивену Моррисси (Джек Лауден) и его пути к обретению статуса культовой фигуры, которой он является и по сей день.

Здесь можно углядеть параллели с фильмом Антона Корбейна «Контроль», только без ключевого момента — Моррисси появляется на сцене всего лишь один раз. Но, в конечном итоге, фильм все же не о величии The Smiths, — скорее, прелюдия к их основной истории.


Меня там нет / I'm Not There


Реж. Тодд Хейнс
О ком: о Бобе Дилане, Бобе Дилане и Бобе Дилане

Шесть Бобов Диланов по цене одного: легендарный музыкант раскладывается на разные личности, а его жизнь увлекательно дробится на великие эпохи. Боба играет целый батальон актеров от Бена Уишоу до Кейт Бланшетт, у последней эта роль по праву входит в золотой фонд. Такой замах не вызывает удивления: все-таки масштаб личности обязывает.


Амадей / Amadeus


Реж. Милош Форман
О ком: о величайшем баттле Сальери vs Моцарт

В основу фильма легла трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», рассказывающая о зависти и несправедливости таланта. Моцарт — одаренный гаденыш, может смеяться, как безумный, играть задницей, как Барт Симпсон, и все равно выдавать потрясающие мелодии, которые никто раньше не слышал. Его соперник — профессионал и придворный композитор Сальери, который шел к своему месту у австрийского престола путем труда и самоограничений. Невероятный талант практически всегда делает жизнь его обладателя яркой, но короткой.

В «Амадее» случилась одна из лучших ролей Ф. Мюррея Абрахама и открылся молодой актер Том Халс. Кроме прочего, это первая историческая картина Милоша Формана, снятая в Европе с соблюдением атмосферы XVIII столетия: только классическая музыка, только хардкор естественное освещение. Как результат — восемь премий «Оскар».


Последние дни / Last Days


Реж. Гас Ван Сент
О ком: о рок-музыканте Блейке, подозрительно похожем на Курта Кобейна

Молодой и грустный музыкант по имени Блейк то ли всерьез, то ли понарошку косплеит лидера группы Nirvana: расхаживает по дому в женском платье, смотрит на огонь, пишет стихи, играет с ружьем. Блейку грустно и очень одиноко — он устал от жизни, от славы и даже от собственной семьи. Облегчение ему приносит только музыка, однако даже она не способна его спасти.

«Последние дни» завершают созданную Гасом Ван Сентом «трилогию смерти», в которую также входят картины «Слон» и «Джерри». Все три фильма объединяет «эллиптическая» манера съемки, нелинейное повествование и абсолютная изоляция главных героев. И если школьники из «Слона» проецировали агрессию на других, то музыкант из «Последних дней» решил наложить руки на себя.


Это — Spinal Tap / This is Spinal Tap


Реж. Роб Райнер
О ком: о величайшей в мире рок-группе (или нет)

This is Spinal Tap — не совсем музыкальный байопик, хотя и очень пытается им казаться. На деле полнометражный дебют Роба Райнера представляет собой образцовое мокьюментари, высмеивающее все штампы популярных документалок об успешных рок-группах. Причем образцовое оно настолько, что сам термин «мокьюментари» был впервые применен по отношению к этому фильму, да и само слово придумал именно Роб Райнер.

Здесь есть все, с чем принято ассоциировать музыкальную индустрию: необъятные амбиции музыкантов, бесконечная погоня за трендами, ссоры с продюсерами и взрывные шоу, в которых всегда что-то идет не так. Роб Райнер не уходит в откровенную пародию, а выбирает все самые противоречивые и нелепые черты популярных рок-групп и гиперболизирует их до состояния истерики. Он показывает портрет группы, которая вполне могла бы существовать, а может, где-то и существовала на самом деле, и делает это исключительно остроумно — не в последнюю очередь благодаря удачным импровизациям актеров (чего стоит одна знаменитая сцена с These go to eleven).