«Астрал. Онлайн» и еще 3 фильма про связь с духами

В российском прокате можно поймать десктоп-хоррор «Астрал. Онлайн» — современную версию традиционного для жанра сюжета «на спиритическом сеансе что-то пошло не так». Обращение к духам, как правило, не сулит ничего хорошего: вспомнили еще три (неизбитых) фильма на тему, где встречи с призраками принимали неожиданный поворот.


Host / Астрал. Онлайн, 2020
реж. Роб Сэвадж

MV5BZmJjYjZmMjctZTMzZC00N2ZiLTlmZTItZjE5NTgyMWUyZmYzXkEyXkFqcGdeQXRyYW5zY29kZS13b3JrZmxvdw@@.V1
IMDB

Во время карантина компания друзей решает подурачиться и вызвать духов прямиком через Zoom. Девушки и парень «заказывают» медиума, вооружаются свечками, алкоголем (по общей договоренности, они будут пить каждый раз, когда старушка-спиритистка захочет произнести фразу «астральный мир») и начинают сеанс. В процессе одна из них глупо шутит над умершими и подвергает всех товарищей опасности: теперь за героями охотится дух, который во что бы то ни стало хочет пробраться в нашу реальность. И, разумеется, избавиться от людишек.

Роба Сэваджа до 2020 года знали разве что отъявленные фанаты хорроров, но прошлой весной он неожиданно вытянул счастливый билет: выложил в свой твиттер Zoom-пранк над друзьями и видео так завирусилось, что первое полнометражное кино для автора стало вопросом времени. Через несколько месяцев с подачи стриминг-сервиса Shudder вышел декстоп-хоррор Host, который у нас прокатчики обозвали «Астралом. Онлайн». С одной стороны, мошенническая привязка к серии фильмов Джеймса Вана. С другой — все-таки удачная параллель.

Дело в том, что Сэвадж тоже работает с довольно скудным жанровым инструментарием. Автора, конечно, можно критиковать за обилие джампскейров и прочих «банальных» приемов, но в большинстве случаев (как показывает и благосклонная западная критика, и оценки на агрегаторах) именно они задают тон этому фильму. Пока современные десктоп-хорроры пытаются поговорить со зрителем о кибербезопасности и даркнете, «Астрал. Онлайн» просто берет сеттинг компьютерного экрана и творит на нем те же ужасы, что творили и в 90-х, и в 00-х. Словом, рассказывает старую сказку о призраках на новый лад.


Anything for Jackson / Реинкарнация: Пришествие дьявола, 2021
реж. Джастин Дж. Дик

iqxirkicywe3fbelj17k
Shudder

Пожилая семейная парочка похищает беременную женщину, чтобы использовать ее для магического обряда. Несколько лет назад они потеряли внука Джексона, а совсем недавно в их руки попала книга с ритуалом воскрешения мертвых. Теперь невезучая Шеннон должна принести своего ребенка в жертву, но перед этим ей еще придется пробыть какое-то время в доме стариков. Однако чем ближе час X, тем чаще по комнатам начинают шастать жуткие гости из преисподней — призраки, нападающие как на девушку, так и на киднепперов.

«Все ради Джексона» (сделаем вид, что русской локализации не существует) лишь прикидывается фильмом об утрате и материнстве. Не сказать, что эти мотивы проходят красной нитью, но та серьезность, с которой Джастин Дж. Дик (всю карьеру он снимал праздничное кино о Рождестве, но по какой-то причине неожиданно сменил жанр) рассказывает историю, немного обесценивает концепт. То и дело вокруг Уолшей будут появляться жуткие духи: старуха, отпиливающая себе зубы, человек со сломанными костями, мальчик в дешевом костюме привидения и другие квартиранты, ряд которых постоянно пополняется.

Сделай режиссер акцент именно на этом, «Все ради Джексона» стал бы хитом среди поклонников жанра. Но стройная на первый взгляд история слишком распаляется на сюжетную ветку с демонологией или на довольно утрированную личную драму героев. У Дж. Дика слишком много авторских амбиций и, очевидно, слишком мало опыта в хорроре, чтобы элегантно сшивать все эти разнородные элементы. Как визионер он себя точно зарекомендует. Как умелый рассказчик — не совсем. Хотя все-таки среди последних фильмов о коммуникациями с духами «Джексон» все равно выделяется.

На широкие экраны в России фильм выйдет 4 марта.


A Dark Song / Песнь дьявола, 2016
реж. Лайам Гэвин

wK7hylZXDFh9ZlhqkSm1CCcaK6u
IMDB

София арендует загородный дом и нанимает оккультиста Джозефа. Здесь, на протяжении долгих и мучительных недель, они будут проводить темный обряд связи с духами. Особняк надежно запирается, а женщина, желающая встретиться с покойным сыном, готовится к испытаниям, о которых ей рассказывал напарник. Раздевание и пытки под водой — лишь часть обширного унизительного списка, способного приблизить Софию к ребенку.

В отношении ирландского хоррора, пожалуй, справедливо говорить о некой поэтической эстетике, авторском упоении злом и личностной трагедией, присутствии какого-то необъяснимого мистического фатума. Если уж совсем утрировать, то все очень образно, метафорично и до жути эффектно: что в «Без имени» Лоркана Финнегана (там тоже домик на отшибе и вездесущесть потусторонних сил против маленького человека), что в «Канале» Ивана Кэвэны (история смерти семьи, которой не повезло столкнуться с роком в виде «плохого» дома), что, наконец, здесь, в картине Лайама Гэвина.

Живописные пейзажи резво сменяются ужасами за непроницаемыми для божьего провидения стенами особняка, где главным врагом становится даже не грузный бородатый Джозеф, а собственное сомнение. Борьба Софии — прежде всего борьба со своей виной и утратой, и ужас «Песни дьявола» не в духах, а в моральном и физическом самобичевании во имя искупления. Неважно даже, появятся в конце призраки или нет, — соприкосновение скорбящей матери со злом по своему воздействию ничем не хуже старых добрых джампскейров. И то, и другое работает безотказно, но в случае Лайама Гэвина можно говорить об экзистенциальном хорроре. Да, того самого, что часто требуют зрители, но ради встречи с которым они — по непонятным причинам — крайне редко соприкасаются с пугающей эстетикой мистической Ирландии.


Personal Shopper / Персональный покупатель, 2016
реж. Оливье Ассайас

kristen-stewart-_-personal-shopper
IMDB

По понятным причинам, хоррор — благородная почва для историй про встречи с духами (потустороннее всегда пугает, если только, конечно, вы не братья Винчестеры или Дэвид Линч). Однако сделать из такого материала арт-драму (пусть и с уклоном в триллер) — это кое-что совершенно иное. Оливье Ассайас любит и умеет работать на стыке с «темными» жанрами, и зыбкие границы реальности его герои нарушали многократно: достаточно вспомнить шедевральную «Ирму Веп» (из которой теперь сделают сериал) или «Демона-любовника». Неудивительно, что именно ему принадлежит, возможно, самый странный и манящий фильм про общение с призраками.

Американка Морин (Кристен Стюарт) живет в Париже и работает с капризной фэшн-звездой Кирой (Нора фон Вальдштеттен) не вполне понятного калибра. В ее обязанности входит подбор и покупка одежды, сумок и украшений, стоимостью в парочку аквадискотек. В свободное от не слишком захватывающей работы время Морин пытается выйти на связь с братом-близнецом, который умер от порока сердца. У нее этот недуг тоже есть и ей противопоказаны сильные эмоции. Впрочем, жизнь и не подкидывает поводов их испытывать — разве что подозрительные смс от незнакомца (кажется, тоже мертвого) могут нагнать тревоги.

Как и многие истории про призраков, «Персональный покупатель» — в некотором роде сюжет про переживание потери, одиночество и страх смерти. Но для Морин пространство духов куда более родное, чем наша с вами реальность, и крошечный зазор между мирами — единственное, что по-настоящему ее интересует. Ей стоит огромных усилий все время цепляться за пространство живых, где так же холодно, как и по ту сторону (но там хотя бы где-то парит любимая душа). Зачем она это делает — непонятно, но и другим, в общем, непонятно тоже: каждому, кто хоть раз чувствовал неприятный холодок по коже, пытаясь найти причину вставать по утрам, знакомо это чувство. И «Персональный покупатель» блестяще фиксирует это почти неуловимое смятение перед потусторонним сквозняком, который, на самом деле, всегда дует где-то рядом.