Топ фильмов 2020 по версии Дарьи Постновой

Страшно говорить что-то хорошее про пандемию, но мне она помогла еще раз понять, как я люблю кинотеатры и как не люблю смотреть фильмы на ноутбуке. 2020-й выдался, наверное, менее насыщенным в плане кино — зато было больше времени обдумать увиденное.

Мне безумно повезло — я успела съездить на последний прекарантинный фестиваль (Берлинале закончился 1 марта) и один уже карантинный («Окно в Европу» в декабре). Ну а топ получился, наверное, без особых сюрпризов.


Еще по одной / Druk
реж. Томас Винтерберг


Variety

Кажется, Томас Винтерберг перестал ненавидеть людей и решил снять фильм о полноте жизни. Бесспорная медаль за попытку вывести в главные герои алкоголь, показать, насколько им пропитана любая сфера общественной жизни. Ну и Мадс Миккельсен в очередной раз доказал, что может все.


Довод / Tenet
реж. Кристофер Нолан


THR

Нолан опять всех перехитрил! Да, «Довод» — нечеловеческое кино, местами непонятное. Но это «непонятное», на мой взгляд, любопытно попытаться понять, а не закатить глаза и пожаловаться на то, что он ботан, любящий популярную физику и неприкрытый символизм. Как будто мы не знали. Злиться на Нолана за напыщенность в 2020 году уже, кажется, вредно для здоровья.


Человек из Подольска
реж. Семен Серзин


Провзгляд

Абсурдистская комедия про то, что можно вывезти мальчика из Подольска, но Подольск из мальчика... Также — один из редких фильмов, которому идет театральность. Весомый бонусный балл за то, что название группы Einstürzende Neubauten здесь повторяется, кажется, чаще, чем в любом документальном фильме о группе. Тем более, повторяется Викторией Исаковой.


Для Самы / For Sama
реж. Ваад Аль-Катиб


SXSW

Если бы я умела стирать фильмы из памяти, этот был бы единственным. На самом деле нет, но как же тяжело наблюдать за войной от первого лица. Тем более от лица женщины и матери. Тем более за войной, которая происходит прямо сейчас.


Вечный свет / Lux Æterna
реж. Гаспар Ноэ


Deadline

Фильмы Гаспара Ноэ, мне кажется, можно использовать вместо медитаций, ретритов, да и, уж что там, психоделических сессий. Безумная зарисовка со съемочной площадки, где все идет не туда, а в итоге рождается великое искусство. Удивительное облегчение испытывается, когда становится очевидно, что фильм закончился, а ты не ослеп.


Человеческий голос / The Human Voice
короткометражный, реж. Педро Альмодовар


THR

Наконец-то Педро Альмодовар и Тильда Суинтон поработали вместе — и, судя по всему, собираются продолжать. Блестящая работа с первоисточником Жана Кокто. Слава богу, выяснилось, что Альмодовар отлично чувствует и английский язык тоже (это его англоязычный дебют).

Отдельный поклон за смелость снимать истории на честный хронометраж, не пытаясь дотянуть его за уши. И какая же удача, что есть возможность смотреть это на большом экране — еще и с приятным бонусом в виде получасового Q&A с Педро и Тильдой, где Альмодовар говорит модератору беседы: «Никогда не перебивай режиссера».


Звук металла / Sound of Metal
реж. Дариус Мардер


Amazon

Язык тянется назвать «Звук металла» фильмом про медитацию. Но, как ни назови, ему удалось поймать тот самый «момент ясности» — возможно, главное, что имеет значение в жизни.


Маленькие женщины / Little Women
реж. Грета Гервиг


Variety

«Маленьких женщин» я посмотрела 1 января — хотелось бы, чтобы год прошел так же, но что вышло, то вышло. Фильм большинство уже похвалило и покритиковало в прошлом году, я же просто добавлю, что, возможно, у Греты и не вышло перепридумать классику — все равно получилась отличная экранизация.


Ход королевы / Queen's Gambit
создан Скоттом Фрэнком и Алланом Скоттом


Netflix

Пока никто не видит, включаю в список лучших фильмов сериал. «Ход королевы» сделал шахматы новым черным. Потрясающая история любви о мастерстве и одиночестве, которая, кажется, была написана специально для Ани Тейлор-Джой.


Женщина которая убежала / Domangchin yeoja
реж. Хон Сан-су


Variety

Новый тихий шедевр от мастера тихих шедевров. Пусть мой список не расставлен по номерам, этому я бы присвоила первый. О фильме я написала целую рецензию, поэтому повторяться не буду.


Не убрались в топ, но убрались в сердечко:

«Гнездо» Шона Дуркина
«Последние и первые люди» Йохана Йоханнссона
«Пугало» Дмитрия Давыдова