10 лучших фильмов десятилетия по версии редакции Cinemaholics

Год кончается, а вот топы, списки, итоговые десятки не закончатся никогда. Но этот сезон собирания камней особенный — все не только отчитываются за 2019-й, но и пытаются осмыслить прошедшее десятилетие. Мы решили не оставаться в стороне и попросили каждого из наших постоянных авторов выбрать один фильм за эту декаду и написать, почему он так важен.

Кроме того, мы выбрали картину от всей редакции — именно она идет первой в топе. Остальные фильмы расположены в соответствии со списком авторов, который вы можете увидеть в статье сразу под заголовком.


Мастер / The Master, 2012
реж. Пол Томас Андерсон


Polygon


Пол Томас Андерсон уверенно претендует на звание самого часто упоминаемого режиссера в топах за десятилетие — иные журналы и критики умудряются запихнуть сразу несколько его картин. Понять их нетрудно: виртуозность, с которой ПТА творит последние n-лет (как вариант: всегда) в какой-то момент может даже начать раздражать.

«Мастер» при всей очевидности метафоры (Рон Л. Хаббард как главный референс и привычная для режиссера тема неявного божественного вмешательства) остается в каком-то смысле картиной непроницаемой, не до конца постижимой (впрочем, тут пальма первенства в фильмографии ПТА всецело принадлежит «Внутреннему пороку») — его цельность, монолитность пугает и восхищает одновременно. Замечание отдельной строкой: тот факт, что никто из ведущей тройки актеров (Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс) не получил «Оскара» — отдельная страница позора для киноакадемии.


Древо жизни / The Tree of Life, 2010
реж. Терренс Малик


Empire

Возможно, лучший фильм самого неуловимого режиссера в мире, довольно четко (при этом обескураживающе просто) отвечающий на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Обсуждать это кино в некотором роде бессмысленно (ну, что в принципе, можно сказать о дистилированной вечности, спресованной в мерцающие два часа?), возвращаться к нему порой бывает трудно, не возвращаться вовсе — невозможно. Фильм открыл миру Джессику Честейн — за это, конечно, отдельное спасибо.


Побудь в моей шкуре / Under the Skin, 2013
реж. Джонатан Глейзер


NZIFF

Британский режиссер Джонатан Глейзер не раз доказывал, что его визуальный код практически невозможно выкинуть из бессознательного, если он туда просочится. Будь это короткое музыкальное видео (легендарный Rabbit in Your Headlights, минималистичный Karma Police) или полнометражный фильм, которых у Глейзера в послужном списке не так-то много.

«Побудь в моей шкуре» – уникальный, волнующий хоррор (?) о человеческой природе с крышесносной Скарлетт Йоханссон в роли инопланетянки, охотящейся за человеческим мясом, а позже рискнувшей остаться в шкуре человека. Мрачный саундтрек выдающейся композиторки Мики Ливай в любую минуту высосет душу и заполнит тело черной материей. Тревожный визуальный ряд вызывает дрожь и беспокойный зуд по всему телу – аттракцион, впрочем, не для слабонервных.
Глейзер раздвигает границы современного кино, из-за чего зачастую получает по башке на кинофестивалях, но по статистике в течение десятилетия все приходит в норму и его гений признают.


Ида / Ida, 2013
реж. Павел Павликовский


opusfim

Черно-белая лента «Ида» ознаменовала новый этап творчества польского режиссера Павла Павликовского: помогла ему вернуться к корням, воспела статичную камеру и открыла миру юное дарование Агату Тшебуховски. «Ида» — фантастически атмосферное кино о судьбе и выборе собственного пути, после просмотра которого хочется переосмыслить все планы на жизнь. Впрочем, для создателей картина тоже стала вестником перемен, поскольку принесла Павлу заслуженный «Оскар». Благодаря премии Киноакадемии фильм не затерялся, оказался в истории, а режиссер продолжил петь про польскую любовь в безукоризненной «Холодной войне».


Интерстеллар / Interstellar, 2014
реж. Кристофер Нолан


Warezabi

Еще в «Солярисе» Тарковского звучала фраза о том, что «мы вовсе не хотим завоевывать космос» и что «человеку нужен человек». Эти темы стали основополагающими для фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Проработанный с точки зрения астрофизики практически с доскональной точностью, он говорит совершенно про «земные» вещи, а именно – про любовь. Любовь как абсолют, как единственное, что способно противостоять пространству и времени. Этот фильм стал любовным посланием режиссера к его дочери, этот фильм стал некой обителью для мягких сердцем.


Реальные упыри / What We Do in the Shadows, 2014
реж. Джемейн Клемент, Тайка Вайтити


Flashforward.media

Последняя — на данный момент, а, может, и вообще — по-настоящему культовая комедия XXI века, вмиг ушедшая в народ, разобранная на цитаты и мемы и внезапно появившаяся в эпоху, когда юмор стремительно утекает из кинотеатров на ТВ (туда же, cимптоматично, утекли и «Упыри» в виде аж двух сериалов).

Как в большинстве историй о культовом кино, успех «Реальных упырей» совершенно неожиданный, а потому и особенно важный: популярности фильма не помешало ни отсутствие громких имен (Тайку Вайтити тогда никто не знал за пределами Новой Зеландии, Джемейна Клемента успели подзабыть со времен «Полета Конкордов»), ни недостаток поддержки со стороны больших студий (чтобы выпустить ленту в США, ребята собирали деньги на Kickstarter’е), ни даже российские локализаторы. Эта выдающаяся хоррор-комедия, сплавляющая столетнюю историю вампирского кино в один уморительный сюжет жанра «а что, если?», еще раз доказывает — гениальный «зрительский» фильм можно сделать и без большого бюджета, лишь бы было огромное желание смешить.


Лунный свет / Moonlight, 2016
реж. Барри Дженкинс


Usatoday

Три года назад второй фильм Барри Дженкинса вышел в прокат США, получив восторженные отзывы от прессы, которые переросли в ошеломительные 99 баллов на Metacritic — так началась его внезапная и триумфальная одиссея по наградному сезону. Закончилась она, как вы помните, скандалом с перепутанным конвертом и смеющимся Райаном Гослингом, которого с группой фильма «Ла-Ла Ленд» выгнали со сцены. С тех пор «Лунный свет» пережил еще больше хейта, занижения оценок и шуток про открытие идеальной формулы для получения наград, но ситуация вокруг картины с каждым годом становится яснее: не копеечному «Лунному свету» были нужны «Оскары», а затравленной за постоянное отсутствие афроамериканцев академии был нужен «Лунный свет», который даже без золотого болванчика остался бы в истории кино в статусе выдающейся истории взросления.

Осмыслить десятилетие одним фильмом — задача, сравнимая разве что с выбором альбома десятилетия. Благо и там и там есть много общего: были технические шедевры, которые повлияли на индустрию в целом (My Beautiful Dark Twisted Fantasy Канье Уэста / «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера), социально значимые произведения, переосмысляющие положение афроамериканцев и воспевающие их наследие (To Pimp a Butterfly Кендрика Ламара / «Прочь» Джордана Пила на пару с «Черной пантерой» Райана Куглера), а еще было то, что могло появиться и быть замеченным только в этом десятилетии — собственно, «Лунный свет» Барри Дженкинса и Blonde Фрэнка Оушена, тандемом исследующие маскулинность, расу и сексуальную идентичность в современной Америке.

Выбери любую пару — не прогадаешь, но в фильме Дженкинса, как и в музыке Оушена, есть что-то очаровательное и уникальное: творческая смелость и желание искренне и эмоционально поговорить о том, что раньше было удобно игнорировать. И эта долгожданная свобода, конечно, достойна того, чтобы стать олицетворением подходящего к концу десятилетия.


Ла-Ла Ленд / La La Land, 2016
реж. Дэмьен Шазелл


Variety

«Ла-Ла Ленд» пытается объединить реальность с нашими мечтами и задается вопросом, могут ли эти два понятия гармонично сосуществовать, можем ли мы по-настоящему найти между ними компромисс. Это большой праздник кино и музыки, сделанный с невероятной нежностью к каждой детали, любовное письмо ко всем, кто захочет его прочитать.


Соловей / The Nightingale, 2018
реж. Дженнифер Кент


NME

Дженнифер Кент внесла лепту не только в современный хоррор, но и в феминистское жанровое кино. Ее «Соловей», с одной стороны, классический rape-and-revenge, в котором мстящая героиня следует по пятам насильников и убийц, но, с другой, гуманистическое высказывание о губительной силе возмездия и нетерпимости. Это кино созерцательное, любующееся красотой тасманских лесов и подчеркивающее этническое начало своих главных героев — ирландки Клэр и аборигена Билли. Фильм Кент — чувственный гимн, воспевающий униженные и оскорбленные народы и их уникальность.


Вокс люкс / Vox Lux, 2018
реж. Брэйди Корбет


Collider

То что сотворил Брэйди Корбет тянет на исследование всего современного общества под маской психологической драмы о тяжелом бремени, которое несет травмированная во всех смысла поп-дива. Аспектов, которые затрагивает «Вокс люкс» — тьма, сколько не перечисляй, наверняка, забудешь половину. Ориентиры сдвинулись, селебобесие затуманило нам головы, а желание патрулировать сводки новостей (особенно трагических) провоцирует паранойю. Все процессы необратимы, жизнь не тлен, а праздник, который по сути плевать, как закончится, главное, чтобы потом об этом можно было где-нибудь почитать или послушать.

На случай, если какой-то условный индивид провел всю свою жизнь в изоляции и ему срочно надо объяснить, в каком мире сейчас живет род человеческий, то у нас есть об этом фильм.