Гид по фестивалю Strelka Film Festival by Okko'20

30 августа на «Стрелке» стартует юбилейный V Strelka Film Festival by Okko. В программе — 10 российских и московских премьер главных лауреатов «Сандэнса» и Берлинале. Рассказываем, чем можно поживиться на фестивале: триллер с Джудом Лоу, очередная актерская победа Элизабет Мосс и сказка про любовь под водой от Кристиана Петцольда.

Откроет фестиваль картина Владимира Котта «Конец фильма». Расписание и билеты смотрите здесь.


Effacer l'historique / Удалить историю
dir. Benoît Delépine, Gustave Kervern


Coming Soon

В центре фильма — невеселые истории трех соседей. Бертран погряз в долгах из-за неумения отказывать назойливым телефонным продавцам, а его дочь не может ходить в школу из-за выложенного в фейсбук видео, где над ней издеваются одноклассники. Кристин потеряла работу из-за пристрастия к сериалам, а ее рейтинг в убере держится на единице, хотя она делает все безупречно. А жизнь Мари становится еще хуже после того, как новый знакомый снимает на видео их горячую ночь и грозится выложить запись в интернет, где файл обязательно увидит ее сын.

«Удалить историю» — отличная французская комедия, иногда бубнящая в стиле «все проблемы от компуктера твоего», но остроумно обыгрывающая шутки о бесконечных согласиях на использование файлов куки. Антагонистами здесь становятся бездушные оцифрованные данные и владеющие ими корпорации, и персонажи усиленно ищут справедливость и ответ, как справиться с ними и «вернуть свою жизнь». При этом нельзя сказать, что герои совсем не приспособлены к пресловутому «современному миру» — просто мир намного сильнее и человечности там зачастую нет места.


Undine / Ундина
dir. Christian Petzold


SCHRAMM FILM

Пара Йоханнес и Ундина (Паула Бир) встречается в кафе; в результате неловкого и недолгого диалога становится понятно, что Йоханнес уходит к другой. Ундина бы и рада это обсудить, но ей срочно нужно на работу — проводить экскурсию о берлинской урбанистике — поэтому она грозит полубывшему бойфренду смертью и приказывает ждать ее в кафе.

По возвращении она, естественно, его не обнаруживает, зато девушку догоняет один из экскурсантов (Франц Роговски) по имени Кристоф с предложением выпить кофе. В результате промышленного инцидента с попавшим под руку аквариумом пара оказывается на полу в луже среди водорослей и умирающих рыбок, и нетрудно догадаться, что так начинается новая любовная история.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.


Never, Rarely, Sometimes, Always / Никогда, редко, иногда, всегда
dir. Eliza Hittman


Focus Features

В своем третьем фильме (после «Похоже на любовь» и «Пляжных крыс») Элиза Хиттман продолжает слушать тех, от кого обычно все отмахиваются: подростков в трудных ситуациях. 17-летняя Отэм беременна, она хочет сделать аборт, но в родной Пенсильвании на процедуру аборта несовершеннолетним нужно согласие родителя. Этот вариант девушке не подходит, и в итоге вместе с кузиной Скайлер они крадут часть кассы супермаркета, в котором работают, и отправляются в Нью-Йорк.

Ничего откровенно страшного здесь не произойдет — разве что Отэм соврут о сроках беременности, чтобы срок легального получения процедуры закончился, а также заставят смотреть ролик «Страшная Правда Об Абортах», где, естественно, проповедует мужчина в деловом костюме. В ленте нет ни одного монолога или даже пары строчек о том, как несправедливо общество и как абсурдна ситуация — Хиттман не нужно проговаривать очевидное. И в сухом остатке получается, что «Никогда, редко, иногда, всегда» — фильм, без которого можно было бы легко обойтись, если бы мир приняла такую радикальную идею как право человека распоряжаться собственным телом.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.


Favolacce / Плохие сказки
dir. Damiano D'Innocenzo, Fabio D'Innocenzo


Pepito Produzioni, Amka Film Production

«Плохие сказки» братьев-близнецов Д'Инноченцо — рассказ о нескольких по-своему несчастных семьях из итальянской провинции. Фильм фокусируется на их детях и изначально развивается как обычная coming-of-age история, но потом скатывается в такие мрачные бездны, что удивляешься, как органично и при этом неожиданно создатели превратили свадьбу в похороны.

Д'Инноченцо отказывают детям в обычно приписываемой невинности, наполняя их поступки, эмоции и мысли невероятной глубиной. Интерес к ленте не теряется даже в самые скучные моменты — благодаря уместным шуткам и неординарным визуальным решениям.


The Nest / Гнездо
dir. Sean Durkin


Variety

Восемь лет назад Шон Дуркин нашел ключ к актерскому таланту Элизабет Олсен — в его напряженном мини-шедевре «Марта, Марси Мэй, Марлен» она сыграла свою первую по-настоящему выдающуюся роль. С тех пор Олсен успела превратиться в звезду, а Дуркин вел себя тихо: сделал сериал «Саутклифф» и спродюсировал несколько чужих картин (в основном Антонио Кампоса).

И вот, наконец-то, его второй полнометражный фильм — еще и с Джудом Лоу в главной роли. Психологический семейный триллер «Гнездо» расскажет о бизнесмене, переехавшем с семьей в Англию. Никакой радости им это не приносит: начинать новую жизнь оказывается трудно и даже роскошный дом не спасает.


Shirley / Ширли
dir. Josephine Decker


Sundance

После умеренно успешного в арт-кругах фильма «Мадлен Мадлен» Жозефин Декер замахнулась на чуть более амбициозный проект. «Ширли» — экранизация одноименной книги Сьюзан Скарф Меррелл о знаменитой писательнице Ширли Джексон, классика американской литературы XX века. Самый известный ее роман, «Призрак дома на холме», вы точно знаете как минимум по многочисленным экранным воплощениям. Кроме прочего, Джексон оказала большое влияние на Стивена Кинга.

«Ширли» рассказывает о молодой паре, которая переезжает в дом к писательнице и ее мужу. Супруги мечтают на новом месте начать жизнь с чистого листа, но в итоге Джексон втягивает их в некую психологическую интригу, которая, безусловно, поможет ей в работе над ее следующим романом. В главных ролях — Элизабет Мосс и Майкл Стулбарг.


Sheytan vojud nadarad / Зла не существует
dir. Mohammad Rasoulof


Cosmopol Film

«Зла не существует» состоит из четырех глав, связанных общей темой — смертной казнью в Иране. Герои историй — иранские солдаты, по долгу службы вынужденные исполнять смертный приговор, а также их близкие. Тех, кто отказывается выполнять приказ, в лучшем случае ожидает тайная жизнь в изгнании без документов, в худшем — продление срока службы, трибунал, аналогичный приговор.

Каждая из историй может существовать как отдельный независимый фильм, и такое разделение позволяет исследовать широкий вопрос с нескольких независимых позиций. Единственным минусом фильма можно назвать тягу к избыточным объяснениям: убрав разжевывания и без того очевидных поворотов, можно было бы добиться еще более оглушительного эффекта.

Расулоф экспериментирует с жанрами, как на американских горках съезжая от романтики и драмы в триллер. Динамично подстраивается и саундтрек: нежные фортепианные мелодии сменяются напряженной перкуссией. Но главным мотивом здесь становится Bella Ciao: гимн итальянского Сопротивления крайне популярен в Иране.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.


Также в лайн-ап вошла «Ассистентка» Китти Грин (драма с Джулией Гарнер о помощнице владельца кинокомпании, злоупотребляющего властью) и мистический триллер «Побочный эффект» Алексея Казакова (режиссерский дебют сценариста фильма «Горько!» о потустороннем вмешательстве в личную трагедию).