Goodnight, Travel Well: Топ фильмов 2019 года по версии Марии Ремиги
В силу разных обстоятельств в этом году я а) мало смотрела кино; б) почти не была на кинофестивалях. Поэтому мой список можно назвать скромным и даже «ленивым» — будет повод наверстать в 2020-м.
Как обычно, порядок фильмов значения не имеет.
Связанные по жизни / Chained for Life
dir. Aaron Schimberg
Кадр из фильма
Самый непроницаемый, непостижимый фильм года, полностью заемный и при этом не похожий ни на что. Кино о кино, в котором грань между реальностью и фантазией прихотливого режиссера в кадре (подозрительно похожего на Фассбиндера) в какой-то момент стирается начисто. Во многом за счет этого фильм имеет сумасшедший гипнотический эффект.
Высшее общество / High Life
dir. Claire Denis
Кадр из фильма
Космос года (прости, Грэй). Финал — первые за последние годы минуты в кино, которые хоть как-то приблизились к тому, что дает тебе весь фильм «Побудь в моей шкуре» (то есть чувство, что тебя проглотила, прожевала и выплюнула черная дыра).
Боль и слава / Dolor y gloria
dir. Pedro Almodóvar
Кадр из фильма
У каждого (ну, почти) есть фильм, над которым он стыднее всего в этом году рыдал. Мой — этот. Подробнее тут.
Маленькое красное платье / In Fabric
dir. Peter Strickland
Кадр из фильма
Питер Стриклэнд и Бен Уитли сделали свой «Мой сын, мой сын, что ты наделал» (в том плане что один автор проник в мир другого самым неочевидным способом). Дадаисткие фокусы, приветы Дарио Ардженто и яд, яд, яд — tumblr-movie года. Бац! — и на щеке моей губная помада.
Пляжный бездельник / The Beach Bum
dir. Harmony Korine
Sam Hayes
Поэзия года. Подробнее — здесь.
Сторожка / The Lodge
dir. Severin Fiala, Veronika Franz
Variety
Фильмы, на которых повезло сильно испугаться, нужно беречь и желательно никогда их не пересматривать. После «Сторожки» пришлось какое-то время восстанавливать дыхательную функцию. Также воспользуюсь поводом и дежурный раз удивлюсь тому, что у порога Райли Кио не стоят все режиссеры мира.
Отчет о пытках / The Report
dir. Scott Z. Burns
Кадр из фильма
Адам Драйвер года (прости, Баумбак). Два часа документов, душных интерьеров и тупой, почти злобной веры в то, что работу нужно доводить до конца. Сухой, превосходно написанный гимн профессионализму как основе личности и борьбе за справедливость, кроме прочего, показывающий, что в последней схватке за нее победитель получает ничего.
Томаззо / Tommaso
dir. Abel Ferrara
Viennale
Самый личный фильм Феррары, в идеальном мире составляющий безупречный double-feature c «Болью и славой». Абель и правда взял много деталей из жизни (например, на героя Дефо, режиссера в завязке, испытывающего проблемы с женой, в фильме бычит вполне реальный личный бомж Феррары), но, как любой гений, он легко персональное делает универсальным: кто хоть раз от боли кричал на близстоящие дома, тот поймет. Любовь убивает, жизнь имитирует искусство (и наоборот), пить бросать бесполезно.
Двойная жизнь / Сорокин трип
Оливье Ассайас / Илья Белов
Variety
Формально Ассайас принадлежит другому году, но в России он вышел только в 2019-м, так что зачтем. Вместе с парящей документалкой про главного современного русского писателя «Двойная жизнь» — главные высказывания на тему того, как превратиться в миф, не потеряв при этом себя. У героев первого фильма получилось лишь отчасти. У героя второго — блестяще.
Специальное упоминание:
К звездам / Ad Astra, dir. James Gray.