Song to song: 10 громких музыкальных фильмов последних лет

Необъяснимо, но факт: за последние два года мировой кинематограф нагенерировал удивительное количество фильмов про музыкантов — как классических байопиков, так и экспериментальных лент. Мы решили вспомнить самые ударные картины жанра: веселые, раздражающие, успешные и просто интересные.


A Star Is Born / Звезда родилась
dir. Bradley Cooper


Фото / THR

Третий ремейк фильма о стареющей звезде и его юной протеже, но самое главное — первая главная кинороль Леди Гаги и режиссерский дебют Брэдли Купера. Пойти не так могло, что говорится, буквально все. В результате же «Звезда родилась» превратилась из фильма про поющую официантку, замеченную рокером-алкоголиком, в поп-культурный феномен, катком прошедшийся по мирам кино и музыки. Эта картина выжала сотни слез из зрителей по всему миру, подарила сонм номинаций и наград всем причастным (и сильную мигрень Ирине Шейк) и породила эшелоны мемов.


Bohemian Rhapsody / Богемская Рапсодия
dir. Bryan Singer


Фото / Film Blerg

Байопик о группе Queen и Фредди Меркьюри стал источником долгоиграющей ноющей боли в зубах для половины членов ЛГБТ-сообщества и либеральной общественности — и предметом искреннего восторга второй половины. Не одна бутылка водки «Мороша» была выпита за дискуссиями, так легко подпитываемыми баззвордами: гей-икону играет натурал (но сметает все актерские награды), режиссер — бисексуал (но обвиняется в насилии и поэтому его увольняют, что, впрочем, не мешает ему заработать 40 миллионов), в сюжете куча исторических неточностей (но все одобрено Брайаном Мэем), темы сексуальности Фредди и СПИДа задушены до смешного, и так далее.

Пока интеллектуалы спорили о том, насколько та-самая-сцена заслуживает «Оскар» за лучший монтаж, а подсмотренный у Мистера Мэки из «Южного парка» нарратив «наркотики — это плохо, пнятненько?» — «Золотой глобус» за лучшую драму, зритель проголосовал рублем, причем в рекордных для музыкального байопика масштабах.


Rocketmen / Рокетмен
dir. Dexter Fletcher


Фото / IndieWire

Помните увольнение Сингера из «Богемской рапсодии» абзацем выше? Доделывать за него грязную работу был нанят Декстер Флетчер, который затем почти сразу получил на руки нуждавшегося в режиссере «Рокетмена» с Тэроном Эджертоном в роли молодого Элтона Джона.

Хоть сам Эджертон в интервью и противопоставлял фильм типичным байопикам как «фэнтези-мюзикл», избежать сравнений было категорически невозможно. В целом фильм был принят как «Богемская рапсодия» здорового человека, с откровенными сценами секса между мужчинами и актером, самостоятельно поющим свои партии. Музыкальные номера, работа художника по костюмам и шарм Тэрона покорили критиков по всему миру, а щедрая цензура «Централ Партнершип» помогла обрести прокатное удостоверение в России и шквал негодования со стороны всех небезразличных. Смотреть в российском прокате, если вы Милонов, и ждать полную версию во всех остальных случаях.


Teen Spirit / За мечтой
dir. Max Minghella


Фото / Hull Box Office

Простая школьница с внешностью голливудской звезды живет в британской глуши со строгой матерью без отца, но с тайной любовью к пению, которая становится явной после попадания на кастинг большого музыкального реалити-шоу. В принципе, вы знаете, что произойдет дальше. Актер Макс Мингелла («Социальная сеть», «Рассказ служанки») в детстве мечтал снимать музыкальные клипы, и в своем режиссерском дебюте он этим и занимается.

Примитивные диалоги и непоследовательный сюжет Мингелла изо всех сил старается компенсировать модным монтажом и вылизанной операторской работой Отем Дюралд, работавшей с Соланж, Arcade Fire и Haim. Но есть и хорошие новости: Эль Фаннинг выжимает максимум из двухмерного персонажа Вайолет с размытой мотивацией и достойно перепевает хиты Робин, Гвен Стефани, Элли Гулдинг и No Doubt, да еще и пару строк на польском выдает.


Her Smell / Ее запах
dir. Alex Ross Perry


Фото / The Ithacan

Надежда американского независимого кино Алекс Росс Перри продолжает снимать фильмы с практически годовым интервалом. «Ее запах» — картина, явно выбивающаяся из его режиссерской фильмографии о страдающих интеллектуалах. Сюжет выстроен вокруг вокалистки некогда популярной панк-группы, которая давно достигла дна. Она всеми силами пытается завязать с алкоголем, по-человечески поговорить с бывшим мужем и вновь поймать вдохновение, благодаря которому ее группа когда-то стала известной.

«Ее запах» явно написан под Элизабет Мосс: она тут — пускай и стянув все одеяло на себя — сыграла одну из лучших ролей в карьере. А что до самого Перри, то здесь, несмотря на вышибающую дух первую половину, все те же кивки в сторону Кассаветиса с неплохим рассуждением о творческой деградации.


Black Mirror: Rachel, Jack, And Ashley Too / Черное зеркало: Рэйчел, Джек и Эшли Два
dir. Anne Sewitsky


Фото / IMDB

Старлетка Эшли О (Майли Сайрус) носит розовый парик, поет мейнстримные песни про «твоя любовь — моя судьба», и продает AI-куклу «Эшли Два» с личностью, смоделированной по ее подобию. Еще Эшли не хочет принимать антидепрессанты и, недовольная своим имиджем, пишет новые мрачные треки, но контролирующая ее карьеру и жизнь вообще тетушка, ясное дело, имеет по обоим пунктам свое мнение.

Последняя серия «Черного зеркала» явно хотела подтрунить над коммерческой перепродюсированной поп-музыкой, но (никогда такого не было, и вот опять!) критику в адрес медиакорпораций сложно воспринимать, когда она исходит от, эм, Netflix. С другой стороны, затронутая тема явно актуальна, да и давние попытки Сайрус избавиться от образа подростковой звезды добавили персонажу правдоподобности.

Жизнь в очередной раз заиграла в кошки-мышки с искусством, когда накануне релиза серии в СМИ появились сведения о том, что отец Бритни Спирс, который волею ее бывшего менджера был назначен законным опекуном с полным контролем над активами звезды, силой поместил ее в психиатрическую лечебницу. Впрочем, предсказывать будущее для «Черного зеркала» — привычное дело.


Vox Lux / Вокс Люкс
dir. Brady Corbet


Фото / Variety

Главная героиня Селеста (Рэффи Кэссиди) получает пулю в горло и чудом выживает в школьной перестрелке. В больнице она вместе со своей сестрой (Стэйси Мартин) сочиняет песню, которая не только передает настроение всей страны, но и делает Селесту национальным героем.

Стремительный взлет, спродюсированный опытным менеджером (Джуд Лоу) и подпитанный жадным интересом публики к трагедии, превращает ее в мировую суперзвезду. 17 лет спуcтя Селеста пытается восстановить свою репутацию после серии скандалов и вовсю готовится к концерту в своем родном городе.

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Lords of Chaos / Властелины хаоса
dir. Jonas Åkerlund


Фото / Folio Weekly

«Лето» от мира блэк-метала или сказ о том, как Евронимус из Mayhem поссорился с Варгом из Burzum. Мы эту картину давно ждали, без высоких претензий, впрочем. Режиссер Окерлунд явно не собирался докапываться до правды, хотя сам играл в 80-х подобную музыку и с материалом знаком не только по одноименной (и раскритикованной всеми причастными) книжке.

Экстремальный мир патлатых радикалов приобрел некий лоск, что наверняка взбесит тех, у кого есть омытые фанатскими слезами чувства к прототипам главных героев. Но если их нет, то готовьтесь не беситься, а скорее тревожно вздрагивать: даже пройдя через сито выпендрежного стиля Окерлунда, «Властелины хаоса» остались историей довольно неприятной и болезненной. И занимательной, чего уж там. Стоит так же добавить, что чисто по монтажу (с которым Йонас так любит забавляться) это самый спокойный фильм режиссера.


Yesterday
dir. Danny Boyle


Фото / Variety

Yesterday — броская поп-сказка о талантах и поклонниках, возвращение Дэнни Бойла на территорию чисто народного кино. Фильм рассказывает историю парня по имени Джек, который живет в мире, где все разом забыли о группе The Beatles, а он — единственный, кто помнит все их песни. Парниша, недолго думая, начинает играть музыку великой четверки, выдавая их нетленки за свое творчество. К нему предсказуемо приходит большой успех, большие деньги и большие проблемы.

Yesterday определенно не назовешь стандартным фильмом про музыканта: это настоящая фантасмагория, требующая от зрителя максимальной вовлеченности. В хорошем, разумеется, смысле — это тот случай, когда ты либо покоряешься дурашливой атмосфере картины, либо проходишь мимо. Что-то подобное по накалу эмоций (да и по динамике тоже) было в триумфальном «Миллионере из трущоб» — если любите этот фильм, то и Yesterday не пропустите. К слову, ближайший показ картины состоится на Strelka Film Festival by Okko.


AIDOL
dir. Lawrence Lek


Фото / Mieff

Британский художник и режиссер Лоуренс Лек создал свой фильм с помощью программного обеспечения для 3D-рендеринга и видеоигр. Высокие технологии он подчинил изобретательной истории Дивы, поп-звезде на закате карьеры, и Гео, искусственного интеллекта, который пишет песни. Предприимчивая артистка нанимает Гео себе в помощники, чтобы обеспечить триумф в финале Олимпиады по киберспорту 2065 года.

Если бы на каком-нибудь крупном мировом фестивале была специальная номинация «Самый странный фильм про музыку», то AIDOL имел бы все шансы выиграть главный приз. Сложный нарратив, причудливый монтаж и калейдоскоп виртуальных реальностей — будущее уже здесь, будущее — это музыка. Посмотреть фильм на большом экране можно в рамках IV Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF).