Летопись «Оскара»

История «Оскара» сама по себе — то еще кино. А точнее — захватывающий сериал.

Начало

Первое вручение наград состоялось в 1929 году в банкетном зале отеля «Рузвельт» (Голливуд) и заняло 4 минуты 22 секунды. Быстро управились, учитывая, что на этом событии присутствовало 250 человек. Лаконичность «дебюта» была с лихвой компенсирована через год — в 1930-м провели аж две церемонии. На первой, кстати, были известны только победители. Представьте себе — идешь себе на церемонию, никого не трогаешь, а тут бац — ты, оказывается, среди номинантов был.


Афиша фильма «Гранд-Отель» (Фото: Shutterstock)

Через два года лучшим фильмом станет «Гранд-Отель», где снялись ненавидевшие друг друга Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд. Поговаривали, что в перерывах между съемками Кроуфорд намеренно на полной громкости слушала песни Марлен Дитрих, дабы позлить Гарбо (она ненавидела Дитрих), и та действительно сходила с ума. В фильме нет ни одного кадра, где Джоан и Грета появляются вместе.


Унесенные «Оскаром»

Что можно сказать про сороковые? Это эпоха «нуара», утонченных (и иногда ядовитых) дам, стильных мужчин, а в конце всегда кто-то убивает Барбару Стэнвик.

40-е начались с абсолютного триумфа «Унесенных ветром». «Лучшая женская роль» досталась, конечно, Вивьен Ли за Скарлетт. Пишут, что ее муж, Лоуренс Оливье, черной завистью завидовал жене, не мог спать и есть, пока не поставил рядом с наградой Вивьен свою собственную.

Кстати, именно в 1940 году «Оскар» впервые получил чернокожий человек — Хэтти Макдэниел за роль Мамушки в «Унесенных ветром» (ее, правда, на церемонии заставили сесть за дальний столик, ведь расизм тогда никто не отменял). Через четыре года «Касабланка» станет лучшим фильмом. В США эта картина считается верхом совершенства, а Барак Обама даже признался, что песня из этого фильма, As Time Goes By, — его самая любимая.


Ева, я любила тебя

23 марта 1950 года в голливудском Pantages Theatre прошла 22-я церемония вручения кинонаград «Оскар». Следующие 10 лет это место станет главной площадкой премии.

Казавшийся вечным рекорд «Унесенных ветром» по количеству номинаций (13), был побит. На коне в тот вечер была драма «Всё о Еве» — 14 номинаций и 6 статуэток, в том числе и в категории «Лучший фильм».


Основной каст фильма «Все о Еве» (Фото: Shutterstock)

Многие (если не все) ожидали победы молодого, красивого и уже тогда блистательного актера Марлона Брандо. Однако награда ушла Хамфри Богарту за игру в драме «Африканская королева». Богарт не скрывал своего скептического отношения к этому факту и высказался следующим образом: «Вот если бы все номинанты исполняли одну и ту же роль — скажем, Гамлета, а жюри решало, кто лучший — вот это был бы настоящий конкурс!». Классная идея.


Конец прекрасной эпохи и «Новый Голливуд»

В 1969-м году студия MGM распродала всю свою богатую (мягко говоря) коллекцию костюмов. Этот аукцион, занявший десять дней, стал символом заката «Золотой эры» Голливуда.

В семидесятые годы в американском кино громко заявила о себе плеяда кинематографистов, которых стали называть «Новым Голливудом» (Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и др.). Именно они сформируют киноязык, на котором впоследствии заговорит тысяча фильмов.

Новое десятилетие «Оскара» началось с вопиющей выходки — Марлон Брандо открестился от премии устами своей ставленницы, облаченной в индейский наряд. Поднявшись на сцену, она зачитала письменный отказ актера от «Оскара» за главную роль в «Крестном отце» — из-за продолжающейся дискриминации индейцев, а также в знак неприятия их экранного образа.

Навсегда останется в истории кино и тот день, когда «Оскар» за вклад в кино был вручен Чарли Чаплину. 10 апреля 1972 года, накануне своего 83-летия, сэр Чарльз, вернувшийся в США после многолетнего изгнания, вышел на сцену за наградой, которая была присуждена «тому, чьи усилия превратили кинематограф в искусство нашего века».

В конце десятилетия Вуди Аллен чуть было не повторил достижение Орсона Уэллса, получив номинации за режиссуру, сценарий и главную роль. Академия присудила ему «Оскары» за режиссуру и сценарий, но Аллен не был бы Алленом, если бы...не прогулял церемонию награждения, объяснив это тем, что ему нужно было играть на кларнете в одном из джазовых клубов Нью-Йорка. Впоследствии игнорирование «Оскара» станет фирменной фишкой Вуди.


Как тонул «Титаник» или Лео в пролете

Лихие девяностые начинаются с лихих фильмов — «Молчание ягнят» купается в наградах. Главный скандал церемонии был вынесен за скобки: в этом году молодой Тарантино гремит в Каннах с фильмом «Бешеные псы», однако Киноакадемия не только отказывается включать его в номинацию «Лучший фильм», но и вообще игнорирует как явление. И совершенно зря — Квентин впоследствии вырастет в большого режиссера.

В это же десятилетие «Титаник» был выдвинут в 14-ти номинациях — больше, чем любой другой фильм за всю историю «Оскара», за исключением картины «Всё о Еве». Но скандалом стало одно упущение — Киноакадемия решила продинамить Леонардо Ди Каприо. На это он ответил тем, что отверг все приглашения на церемонию. Джеймс Кэмерон, получив свой Оскар за лучшую режиссуру, прокричал знаменитую фразу из фильма «Титаник» – «Я король Мира!!!».


Теорема Зеро

Первая церемония «Оскара» в новом веке ознаменовалась рядом курьезных ситуаций. Сначала мероприятие чуть не оказалось сорванным из-за пропажи золотых статуэток за несколько дней до вручения, которые позже были якобы обнаружены в мусорном баке. Вся эта истории была достаточно запутанной и невразумительной. Настоящий фурор на церемонии произвели Трей Паркер и Мэтт Стоун, создатели мультфильма «Южный парк», которые явились на церемонию в женских платьях. Позже они признались, что были под ЛСД.


Трей Паркер и Мэтт Стоун на красной дорожке «Оскара» в 2000 году (Фото: YouTube)

В 2004-м Киноакадемия сполна воздала картине «Властелин колец: Возвращение Короля». Фильм получил 11 наград из 11 номинаций! Долгое время картина вообще была самой титулованной за всю историю кино, пока это почетное звание не перехватила лента «Всё везде и сразу».

Еще один примечательный факт — в нулевых интерес публики к церемонии продолжал ежегодно падать, несмотря на эксперименты Киноакадемии с ведущими (как правило, неудачными) и постоянные скандалы.


В десятые

Десятые начались с противостояния бывших супругов — Кэтрин Бигелоу и Джеймса Камерона. Оба претендовали на звание лучшего режиссера, и по традиции статуэтка должна была как будто достаться гиганту Камерону. Однако базовый расклад не уцелел, и «Оскар» отправился Кэтрин.


Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй на церемонии вручения премии «Оскар» в 2011 году (Фото: Shutterstock)

В следующем году «Оскар» доверили вести Джеймсу Франко и Энн Хэтэуэй и, по мнению многих, сделали это напрасно — невнятный конферанс загубил и без того не самую выдающуюся в плане ожиданий церемонию. Основная часть наград предсказуемо ушла ленте «Король говорит!», Натали Портман наконец-то получила свой «Оскар», а блестящая «Железная хватка» Коэнов торжественно пролетела мимо всех десяти номинаций. Скука, зато Финчер получил приз за адаптированный сценарий, а Мелисса Лео стала первой актрисой, сказавшей матерное слово во время вручения. Даже удивительно, что никто не делал этого раньше.

В 2012-м случился разрыв шаблона — фаворитом премии стал французский (!) черно-белый (!!) немой фильм (!!!) «Артист». Пять наград, в том числе и лучшая мужская роль первого плана (Жан Дюжарден). Словно извиняясь за предыдущий тоскливый год, Киноакадемия пыталась удивлять — в категории «Лучший иностранный фильм» впервые победила иранская картина («Развод Надира и Симин»), Гленн Клоуз опять ничего не получила (хотя, казалось бы, доколе), Мэрил Стрип побила собственный рекорд и взяла третий «Оскар» (круче нее в этом плане только Кэтрин Хепберн). Вуди Аллен снова отхватил «Лучший сценарий» и снова не пришел. Отрадно, что хорошие традиции не умирают.


Команда «Артиста» на «Оскаре» в 2012 году (Фото: Shutterstock)

В 2013 году академики сжалились над людьми, засыпающими на выходах ведущих, и передали церемонию в руки Сэта МакФарлейна. Взамен они получили пачку отменных шуток, незабываемую песню про boobs (мизогинную, впрочем) и счастливые лица телезрителей. Помимо рулад про грудь, было еще много чего занимательного — Дэниэл Дэй-Льюис стал первым актером в истории, получившим три премии в номинации «Лучшая мужская роль», Ханеке наконец-то забрал приз за «Лучший иностранный фильм». Великая Эммануэль Рива (самая пожилая номинантка в истории, к слову) претендовала на «Лучшую актрису», но уступила молодой Дженнифер Лоуренс.


Всё о Лео

Да, в 2014 году Леонардо ДиКаприо снова не получил «Оскар». Зато его получил Мэттью Макконахи, который за пару лет превратил свою карьеру в учебник «Как перестать сниматься в ромкомах и начать всем нравиться». В рубрике «удивительное рядом» — Джаред Лето, как будто ненадолго зашедший в кинематограф, чтобы получить «Оскар» за лучшую роль второго плана в драме «Далласский Клуб Покупателей». Фильмом года стал «12 лет рабства», повествующий, не поверите, о 12-ти годах рабства, а сенсационная «Гравитация» собрала все технические награды плюс награду за режиссуру.

Сама церемония прошла довольно весело — ведущая Эллен ДеДженерес заказала в зал пиццу, Кейт Бланшетт произнесла отвязную речь, Джон Траволта переврал имя Идины Мензел и превратился в локальный мем. На память от всего этого действа осталось селфи Эллен с кучей звезд, которое ретвитнули миллионы людей по всему миру.


Было так жестоко сердце мне разбито, а потом сказал ты — Алехандро Иньярриту

2015-й — год Иньярриту. Изменив своему традиционному творческому методу «ешь, страдай, молись, люби», он снял линейную и остроумную картину «Бердмэн», которая настолько поразила академиков, что они с радостью отдали ей самые заветные статуэтки: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучшая работа оператора».

В главных актерских номинациях на этот раз не было никакой интриги: даже утконосам было понятно, что награды получат Эдди Редмэйн (за роль Стивена Хокинга) и Джулианна Мур (за роль страдающей от Альцгеймера преподавательницы Элис). И если у Эдди работа действительно тянет на лучшую в карьере, то за Мур немного обидно: были у нее персонажи и поярче. Главное недоумение церемонии — лучшим адаптированным сценарием вдруг оказался ленивый скрипт к фильму «Игра в имитацию».

Но были и приятные мелочи: немножко наградили «Отель "Гранд Будапешт"», не забыли про «Интерстеллар» (хотя для такого громкого фильма удивительно мало номинаций), не стали выпендриваться в документальной секции и честно отдали приз «Citizenfour:Правда Сноудена». Конечно, нельзя не упомянуть о доблестной борьбе «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Иды» Павла Павликовского, в которой Андрей Петрович, к сожалению, проиграл, но, с другой стороны, проиграть «Иде» совсем не стыдно.

Сама церемония прошла довольно уныло, несмотря на то, что ее вел Нил Патрик Харрис. Обычно блистательный актер, кажется, перенервничал и выдал довольно мутный конферанс. Впрочем, его в некотором роде спас Шон Пенн, сказав во время награждения Иньярриту фразу «кто дал этому сукину сыну грин-карту» (на следующий день эту шутку обсуждали все СМИ на свете). Напоследок дежурный факт: Мэрил Стрип снова побила личный рекорд по количеству номинаций — она была выдвинута уже в 19-й раз. Никогда такого не было, и вот опять.


Мерещится, то ли Большая, то ли Малая

В 2016-м году произошло то, чего все так долго ждали и на что были убиты годы придумывания мемов разной степени блистательности. Да, да, Лео наконец-то получил свою заветную статуэтку за роль в фильме «Выживший», закрыв тем самым целый сегмент юмора в интернете (открыв, правда, новый — с медведем в главной роли). Позже в интервью Esquire его коллега по картине Том Харди рассказал, что Ди Каприо предсказал Тому номинацию за роль, и они даже поспорили: проигравший должен был сделать тату по выбору победителя. В итоге Харди пришлось сделать татуировку «Лео знает всё».

Этот год тоже мог бы стать очередным триумфом Иньярриту, однако главная награда отошла злободневному фильму «В центре внимания» о доблестном подвиге бостонских журналистов, раскрывших педофилов в рядах Церкви. Но Алехандро с пустыми руками тоже не остался: он стал лучшим режиссером. Также «Выживший» подарил очередную статуэтку оператору Эммануэлю Любецки, что, конечно, справедливо, но с другой стороны — в 13-й (!) раз был проигнорирован великий человек Роджер Дикинс (свои заслуженные награды он получит в 2018-м и 2020-м годах).

В целом церемонии прошла вполне бодро и мило (спасибо, Крис Рок), хотя и не без поджигания задниц: например, «Лучшая песня» отошла не Леди Гаге, от которой все плакали навзрыд (она записала заглавную вещь к документальному фильму об изнасилованиях в американских университетах), а стандартной поп-песенке из «007: Спектр». Также прокатили отличную короткометражную работу Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», отдав предпочтение умильной «Медвежьей истории». Зато наконец-то получил свою награду Эннио Морриконе за саундтрек к «Омерзительной восьмерке» — до этого у него был только «Почетный Оскар».


Дженни Бивен, ответственная за костюмы в «Безумном Максе», с заслуженной наградой (Фото: Getty Images)

Все технические награды собрал «Безумный Макс», уступив только «Визуальные эффекты» картине «Из машины». Видимо, академики посчитали, что Викандер смотрится внушительнее любых боевых фур. Кстати, про Викандер: она стала лучшей актрисой второго плана, обставив таких серьезных конкуренток как Кейт Уинслет и Дженнифер Джейсон Ли (у которой парадоксальным образом это была первая номинация). Зато на этот раз без Мэрил Стрип!


Ла-ла-ошибка

Результаты «Оскара» 17-18-х годов в той или иной степени обсуждают до сих пор. В первом случае — многих взбудоражила победа драмы «Лунный свет», которая буквально вырвала статуэтку из рук фильма «Ла-Ла Ленд» (во время объявления результатов по ошибке сначала была объявлена именно эта картина).

Кроме того, в 2017 году многих смутило решение академиков отдать награду за лучшую мужскую роль Кейси Аффлеку, который в разгар #MeToo угодил в харрасмент-скандал. Неслучайно актриса Бри Ларсон, известная своими феминистскии взглядами, при вручении приза вела себя на сцене с триумфатором подчеркнуто холодно.

Friendly reminder: у «Отряда самоубийц» есть «Оскар» (за грим и прически, но всё же).

Гильермо дель Торо еще лет пять назад не казался очевидным кандидатом на главную кинопремию мира в силу специфики его творчества (не сказать, чтобы академики так уж жаловали хорроры). Однако в 2018-м он снял образцовый голливудский фильм, не утратив при этом своего стиля: размах и сантименты «Формы воды» покорили не только жюри Венецианского кинофестиваля, но и жюри «Оскара». Впрочем, широкая публика не до конца оценила жест — время от времени ленту можно увидеть в тематических списках «незаслуженные победители "Оскара"». Возвращаясь к хоррорам: в этом же году полноценно зажглась режиссерская звезда Джордана Пила: его фильм «Прочь» был отмечен за сценарий.

Впрочем, уже на следующий год академики снова отдали предпочтение «классике», наградив драму «Зеленая книга». Наверное, именно такие картины должны выигрывать «Оскар» в представлении большинства: духоподъемные, технически безупречные, с прекрасными актерскими работами. Спорная «Богемская рапсодия» позволила Рами Малеку стать лучшим актером, а блистательная «Фаворитка» подарила долгожданную награду Оливии Колман.

Главные соперники совсем недавних церемоний, Барри Дженкинс («Лунный свет») и Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») на этот раз выступили очень скромно: «Если Бил-стрит могла бы заговорить» первого помогла Реджине Кинг стать лучшей актрисой второго плана, а «Человек на луне» второго был отмечен только за визуальные эффекты. Одним из самых важных картин церемонии стала «Рома» Альфонсо Куарона (первый безоговорочный хит Netflix в наградном сезоне), а вот «Звезда родилась», которая обладала неплохим «оскаровским» потенциалом, ушла со скромным уловом. Кроме прочего, в этом же году номинацию получил кинокомикс «Черная Пантера» (в том числе и в главной категории), что заставило полыхать немало пятых точек в интернете.


Я купил журнал «Корея» — там тоже хорошо

2020-й — «Паразиты»! Впервые в истории премии триумфатором стала лента не на английском языке. Творение южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо также взяло статуэтки за лучшую режиссуру, оригинальный сценарий и лучший фильм на иностранном языке.

Актерские победы в основном можно охарактеризовать словом «наконец-то» — до заслуженных золотых болванчиков дошли Хоакин Феникс, Лора Дерн и Брэд Питт. В остальных номинациях обошлось без особых сюрпризов, а сама церемония не вошла в гипотетический зал славы «Оскара»: низкие рейтинги, стандартные речи, средний конферанс (второй год подряд премия проходила без главного ведущего). Отличился разве что Хоакин Феникс с проникновенным монологом во славу веганства. За кулисами — обвинение «Оскара» в том, что он слишком «белый» (победа азиатского режиссера не спасла положение).


Снимок, где Пон Чжун Хо сталкивает в поцелуе свои Оскары, стал мемом в интернете (Фото: Shutterstock)

Следующий год уже явно претендовал на diversity, однако у премии появилась другая проблема: пандемия коронавируса. Глобальный карантин выкосил премьеры многих больших фильмов и лепить номинации пришлось в том числе из камерного инди, которое в иные бы годы вряд ли бы добежало до золотых берегов. В каком-то смысле это освежило премию: например, отрадно было видеть в числе претендентов на победу «Звук металла» и «Девушку, подающую надежды». В итоге драма с Ризом Ахмедом забрала несколько технических призов (монтаж и звук), а фильм Эмиральд Феннел победил в категории «Лучший оригинальный сценарий».

Впрочем, в главных номинациях тоже случился прорыв: «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» — Хлоя Чжао и ее «Земля кочевников», тихая и прозрачная, будто стихи Ричарда Бротигана, драма о вечном перекати-поле. Чжао стала второй женщиной в истории, взявшей приз за режиссуру. У картины также есть «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (и свыше двух сотен других престижных наград).

Церемонию поставил Стивен Содерберг, и это было круто, однако рейтинги все равно обвалились до исторического минимума. Все-таки примат фестивального кино над мейнстримом сделал свое дело, хотя, будем честны, злочастные циферки давно уже уверенно двигались вниз.


Хлоя Чжао (Фото: Matt Petit / A.M.P.A.S. via Getty Images)

Даже в такой страшный и темный год, как 2022-й, где-то текла более-менее обычная жизнь и раздавались «Оскары». Эта церемония запомнилась нам кринжем от Эми Шумер, словами поддержки Украине со сцены от Френсиса Форда Копполы и, конечно же, скандальной пощечиной Уилла Смита ведущему премии Крису Року, который неудачно пошутил про его жену, актрису Джаду Пинкетт-Смит. Оплеуха затмила все остальное: еще несколько дней после инцидента интернет бурлил на тему того, кто прав, кто виноват, постановка ли это, и как жить дальше.

Сюрпризов, впрочем, действительно было немного: прорыв стриминга («CODA: Ребенок глухих родителей» от Apple TV+ как лучший фильм года), еще одна женщина-победительница в режиссуре (Джейн Кэмпион за «Власть пса»), Билли Айлиш (приз за песню, поставившей своеобразный рекорд). В погоне за рейтингами (которые так далеко, что надо седлать Багза Банни) ввели две дополнительные номинации, победители в которых определялись...онлайн-голосованием зрителей. Выиграл Зак Снайдер («Лига справедливости» и «Армия мертвецов»), все поржали и забыли.

А Уилл Смит, кстати, извинился.


Все «Оскары» и сразу

В 2023 году премию в третий раз вел Джимми Киммел (место для вашей шутки про то, что в Голливуде нанимают на работу где-то двух-трех человек). Одиннадцать номинаций получил фильм «Всё везде и сразу», шумный зрительский хит про мультивселенные. Выиграла картина в семи категориях, включая основную. Исполнительница главной роли Мишель Йео вошла в историю как первая актриса азиатского происхождения, получившая награду за лучшую женскую роль.


Съемочная группа фильма «Всё везде и сразу» (Фото: Jeff Kravitz/FilmMagic)

Чем еще отличилась церемония? Трогательными триумфами Брендана Фрейзера («Кит») и Ке Хюи Куана («Всё везде и сразу»), победой док-фильма «Навальный», шутками Киммела про Мэтта Дейсона и пощечину Уилла Смита и special guests — ослицой и кокаиновым медведем. Ослица была заявлена как та-самая из фильма «Банши Инишерина», но позже выяснилось, что это всё-таки другая (а ослица-актриса вышла на пенсию). Медведь тоже оказался ненастоящим, но это, пожалуй, к лучшему.

В целом церемония прошла довольно мило и уютно. Кто-то ценит именно такой вайб, кому-то тот «Оскар» показался скучноватым. Кроме того, эта была одна из самых музыкально насыщенных премий: на сцене выступили Дэвид Бирн, Леди Гага и Рианна с номером, который был посвящен Чедвику Боузману, умершему в 2020 году.

to be continued…