The Theory of Everything или Мой парень — ученый

Diana Levchenko,

The Theory of Everything или «Вселенная Стивена Хокинга» - это как раз тот случай, когда вольный перевод локализаторов в стиле «Мой парень — псих/ученый/калека» (нужное — подчеркнуть) был бы не так далек от настроения картины.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ

The Theory of Everything отвечает всем трендам сезона: черные дыры и разговоры о времени, брачные войны, непонятые герои-гении, главный из которых, к тому же, страдает от амиотрофического склероза - хита этого лета, заставившего пол-Голливуда поливать себя ледяной водой. Но по-настоящему раскрыть хотя бы одну из этих тем фильму не удается. Как драма об ученом, он тонет в пучине пафоса иногда выплевывая воду и крича «Это гениально!» или «Это бессмыслица!» и тут же опять опускается на дно. Никаких вам тут метаний от идей и к ним, конфликтов с коллегами, тернистого пути к докторской степени и вообще к чему-либо еще: все те, кто не соглашаются с Хокингом, через секунду выходят из кадра, не появляясь больше на экране никогда, и так герой доезжает на своей коляске до самой Королевы, то есть, конца фильма. Вместо самой работы ученого тоже черная дыра, выкидывающая обломки. «Время!», «Дыры!», «Сингулярность!». Дабы придать веса этим разговорам, конечно же, вспоминается Бог и его участие в сотворении мира, но не беспокойтесь — этим тоже не загрузят более чем на 5-7 минут экранного времени суммарно.

Чем заполнен хронометраж – домашними хлопотами и сердечными переживаниями жены Стивена Хокинга, Джейн, что в принципе предсказуемо, учитывая, что сценарий базируется на ее мемуарах и охватывает жизнь ученого с момента знакомства с его первой женой до встречи со следующей. Понятно, что в течение совместного проживания у женщины «копилось», но этого ощущения фильм также не передает: Джейн перестает любить мужа так же внезапно, как на горизонте появляется милый вдовец-музыкант из церковного хора.

Надо отдать должное актерам, которые держат фильм на плаву и обеспечивают все эти упоминания в статьях с предсказаниями номинаций на Оскар. Фелисити Джонс с прилежностью ученицы-отличницы отыгрывает роль первой жены Хокинга и вытягивает момент I have loved you хоть и не в космос, но куда-то в стратосферу точно. Сам Хокинг, Эдди Рэдмейн, без сомнений получит ту-самую-номинацию (или более того). Работе с довольно бедным материалом он придает смысл и создает иллюзию качественного байопика для ленты разряда телефильмов BBC.

Да, без сравнений с предшественником «Теории...», «Хокингом» от BBC, не обойтись, хотя бы потому, что имеет место дефицит не только идей, но и талантов, ибо дело дошло до того, что в обоих фильмах играет один и тот же актер, (то отца ученого, то его врача). Ну, и конечно, в первом варианте, Хокинг — это некто Бенедикт Камбербэтч, который сейчас составляет конкуренцию Рэдмейну в очереди за еврейским золотом с ролью другого британского гения с проблемами - Алана Тьюринга. «Хокинг» от BBC — даже более продуманная работа, которая дает представление, кем был и чего хотел ученый, хоть и описывает только события жизни от столкновения с болезнью до получения докторской степени. Если хотите видеть имитацию работы мысли — вам сюда, если ищете любовную драму — вам на «Теорию».

Анна-Мария Тесфайе