NYFF: Рецензия на фильм «Говорят женщины»

Катя Карслиди,

*В отдаленной от прогрессивного мира колонии амишей происходят необъяснимые вещи: женщины просыпаются с синяками следами крови на своих простынях. Мужчины утверждают, что женщины одержимы, но, как выясняется, за этим стоют не демоны, а их собратья по коммуне, использующие анастезию, чтобы совершать над девушками насилие, пока те без сознания. Узнав правду, женщины собираются, чтобы решить, что делать: вершить месть над насильниками, мирно покинуть общину или остаться.

-methode-times-prod-web-bin-e233ce60-a86e-11ed-b108-3c207a871bac

Фильм основан на бестселлере Мириам Тэйвз, который, в свою очередь, основан на реальных событиях, происходивших в 2010 году. Все до момента начала обсуждения - правда, дальше режиссерка Сарра Полли рассуждает, как могло бы быть. Коммуну женщин можно разделить на знакомые архетипы: смирившиеся ведические жены (готовые остаться, простить мужчин и делать вид, что ничего не было), мстительницы с топором (конкретно Клер Фой, предлагающая отрубить всем преступникам головы, в какой-то момент, хочешь, чтобы так и произошло) и те, кто хочет сохранить нейтралитет (проголосовавшие за тихий уход). Сама коммуна представляет собой крошечную модель патриархального общества, где ботинок все так же давит на горло женщин.

WT_04422_RC_rgb-H-2022

Движущая сила всего фильма – актерские перформансы: Френсис МакДорманд, Руни Мара, Клер Фой, Джесси Бакли и скромный Бэн Уишоу (один единственный nice guy на всю деревню) делают из разговорного и статичного кино разгоняющее тахикардию зрелище. Действие фильма разворачивается в амбаре и редко выходит за его стены. Звучит утомительно, но благодаря талантливому сценарию и актерам класса А интригует так, что даже в туалет на перерыв не выйти.

Сарра Полли намеренно отказалась от использования графических сцен насилия, оставив жестокость за кадром: ее присутствие ощущалалось в воздухе во время разговоров между героинями, осознания ими происходящего, удушающей беспомощности перед ситуацией. Этого вполне достаточно для того, чтобы зритель продрог до кости и вышел с сеанса как после крещения в ледяном источнике.