«Допинг»: Baby, did you forget to take your meds?

Diana Levchenko,

Скоро на отечественных экранах можно будет увидеть байопик легендарного велогонщика Лэнса Армстронга под говорящим названием «Допинг». Картина не сыскала бурных симпатий ни у широкой публики, ни у критики на Западном фронте, но настолько ли все плохо?

«Допинг» (он же The Program) расскажет о том, по какой методике Армстронг и его команда готовились к победам на главной велогонке всего мира «Тур де Франс», и как они со своими титулами распрощались — ни больше, ни меньше. Весь сюжет отлично вписался в слоган «Победа у него в крови»: складывается ощущение, что все, что выходит за рамки приема стероидов, выходит и за рамки сценария. Сцена на минуты три экранного времени: Лэнс спрашивает девушку, любит ли она пиццу, следующий кадр — пара стоит уже у церкви, все — больше мы о семье велосипедиста не слышали.

«Допинг» больше о механизмах, чем о самих явлениях, и в спортивной фармакологии является почти тем же самым, что и «Игра на понижение» в мире Уолл-стрит: на экране долго и последовательно нам показывают шприцы и капельницы, и как их правильно использовать. Все эти ритуалы с аптечкой воспроизводятся под аккомпанемент песни No Surprises известной группы. Понятно, что это сделано для того, чтобы усилить ощущение рутины в подготовке к соревнованиям, но на деле этот монотонный и удручающий трек задает тон всему фильму, такому же пресному и вязкому.

Фильм основан на книге ирландского журналиста The Sunday Times Дэвида Уолша «Семь смертных грехов: Моё преследование Лэнса Армстронга», которая представляет собой довольно сухое, хоть и точное расследование нашумевшего дела. Беда в том, что сценаристы «Допинга» не добавили ничего живого к первоисточнику, и в итоге получился не художественный фильм, а сборник фактов.
Конечно же, знать в каких дозах Армстронг принимал запрещенные препараты интересно, но куда занимательнее — зачем он это делал. На этот вопрос картина ответить затрудняется, выдавая спортсмена за одномерного злодея, одержимого победами и славой. Таким же плоским предстает и сам Уолш — тут ненароком можно подумать, что толчком к тому самому преследованию послужила не жажда справедливости, а тот факт, что как-то раз журналист проиграл пари Армстронгу, в результате чего был вынужден сбрить бороду (с этого, собственно, и начинается фильм). Все это вызывает глубокое недоумение, ибо над фильмом работали такие люди как Джон Ходж («На игле», «Неглубокая могила») и Стивен Фрирз («Филомена», «Опасные связи»), у которых обычно картины бессмысленно не раскачиваются и не усыпляют.

Загубили ли проект продюсеры — неизвестно, но все-таки искренне обидно за весь актерский состав: даже за Дастина Хоффмана, который тут явно зря появился ради каких-то тусклых пяти минут. Истощавший и мечущийся Джесси Племонс и Гийом Кане в роли безумного гения, Доктора Допинга — пожалуй, самые сильные игроки на втором плане. Но, сказать, что Ли Пейс в роли почти что Джо Макмиллана из «Остановись и гори», а также типичный ирландец Крис О'Дауд, играющий типичного ирландца, — плохи, язык не поворачивается. Что до Бена Фостера, исполнителя главной роли, то тут только остается разводить руками: в который раз актер отдает всю душу непонятно кому, хотя, казалось бы, счастье было близко — вот он, монументальный байопик о человеке, которого знает каждая собака. Но не все то золото, что получает «Оскары» за «Вселенную Стивена Хокинга».

Несмотря на все недостатки, «Допинг» — не самое плохое, что вы увидите в кино в этом месяце, и на разок-другой все-таки сгодится. В конце концов, не зря ведь каст так старался.

Дайана Левченко