В Канне показали новую работу Николаса Виндинга Рефна — «Неоновый демон». Пожалуй, это самая противоречивая картина автора: среди зрителей нашлись не только восторженные фанаты, но и те, кто кричал экрану оскорбления в адрес режиссера и его жены, которой посвящен фильм. Мы все-таки ближе к первой группе.
Шестнадцатилетняя Джесси (Эль Фаннинг) перебирается из захолустного городка в Лос-Анджелес с целью построить карьеру модели. Она снимает дешевую комнатку в сомнительном мотеле и договаривается о фотосессии с первым встречным фотографом. Со своим маленьким портфолио Джесси идет в модельное агентство, где настолько впечатляет сотрудницу своей внешностью, что сразу получает контракт и приглашение на съемку. Но вместе с успехом приходят и завистники: пара моделей, месяцами безуспешно обивавших пороги агентств, невзлюбила новоиспеченную звезду и явно затевает что-то недоброе. Кроме того, знакомство Джесси с загадочной визажисткой Руби (Джена Мэлоун) тоже не сулит успеха.
Начнем с того, что такого количества извращений сразу вы не видели еще ни в одном фильме: некрофилия, педофилия, каннибализм, изнасилования, оральный секс с ножом... Другу Рефна Гаспару Ноэ такое даже и не снилось, не говоря уже о ненавистном земляке датчанина Ларсе фон Триере. Николас считает, что в наше время глупо делить кино на плохое и хорошее, главное для автора — вызвать реакцию, пробить зрителя на эмоции, какими бы они ни были. И, надо сказать, режиссеру это удалось. Рефн одновременно и жестоко издевается над зрителем, и заботится о том, чтобы он получил эстетическое удовлетворение: его визуальный язык только совершенствуется, а благодаря нерушимому союзу с композитором Клиффом Мартинезом каждая сцена наполняется заразительной динамикой.
По словам режиссера, он хотел обратить внимание общественности на растущие с каждым годом проблемы молодых девушек, которые сталкиваются с неправдоподобными стандартами красоты. Эта тема обеспокоила Рефна неспроста — у Ника две дочери. Потому он решил показать на экране утрированный мир модельного бизнеса, где у каждого есть скелет в шкафу. «Неоновый демон» в большинстве своем даже не хоррор, а сатирическая комедия. Так, в кадре модель по имени Джиджи хвалится достижениями своего хирурга, который называет ее «пластиковой женщиной», или сыпет колкостями по поводу предпочтений дизайнеров. Шуток над работниками индустрии и их восприятием красоты и мира здесь вообще хватает.
Осознанно или нет, люди, ответственные за промо-кампанию фильма, вводят аудиторию в заблуждение: на деле вы не увидите того, что обещает трейлер. Сюжет частично напоминает об истории леди Батори, но акцент на персонажах здесь немного смещен. Если вы ждете, что милашка Эль Фаннинг будет тут кого-то кромсать, вынуждены разочаровать. Но, как и было написано, в фильме есть на что посмотреть или не смотреть вовсе: детям, эпилептикам, беременным и особо чувствительным людям вообще этот фестиваль перверсий не рекомендуется к просмотру. Также стоит отметить, что фильм не заслуживает вашего времени, если вы намерены его смотреть только из-за Киану Ривза. К сожалению (или к счастью), актер в образе сутенера малолетних девиц здесь появляется всего лишь в паре коротких сцен. Откровения одно за другим выдает Джена Мэлоун, воистину бесстрашная девушка. Огромное удивление ждет поклонников актрисы, знающих ее по фильмам вроде «Донни Дарко» или франшизе о Голодных играх.
«Неоновый демон» — идеальное кино для фанатов категории B и эксплотейшена в частности. Возможно, Рефн и поспешил назвать себя Sex Pistols от кинематографа, но его красивый и невероятно романтичный жест посвящения фильма о лесбиянках-трупоедах любимой жене вполне себе в стиле отношений Сида и Нэнси.