«Т2 Трейнспоттинг»: Barbara Barbara, We Face a Shining Future
Сергей Кощеев,

Т2 Трейнспоттинг (На игле 2) / T2 Trainspotting
Режиссер: Дэнни Бойл
В главных ролях: Юэн МакГрегор, Джонни Ли Миллер, Юэн Брэмнер, Роберт Карлайл и др.
Дата премьеры в РФ: 8 марта 2017 года

Марк Рентон возвращается в Эдинбург из Амстердама, Кочерыжка так и не слез с иглы, Саймон «Кайфолом» Уильямсон стал мелким вымогателем. Вновь повстречавшись, они начинают купаться в волнах ностальгии и помогают друг другу выкарабкаться из тяжких условий, в которых оказались. Все бы ничего, вот только Фрэнсис Бегби, мотающий срок в местной тюрьме, решает выбраться на волю.

Мечты сбываются: Дэнни Бойл вместе со всем съемочным составом вернулся и снял продолжение к настоящей иконе 90-х — великому «Трейнспоттингу». Сложно даже пытаться осознать влияние этого произведения, ибо фильм стал настоящим слепком, повестью временных лет, а кучка эдинбургских наркоманов — супергероями поколения Икс. В том числе и моими. Еще в стародавние времена с большими деревьями и интернетом с трафиком 250 мб в месяц уже не вспомнить, откуда ваш покорный слуга узнал о книге Ирвина Уэлша и стал одержим ей еще до прочтения, обходя все книжные. Но, так как благодаря усилиям Госнаркоконтроля найти ее нигде не удалось, оставалось только одно — посмотреть экранизацию. Мир больше никогда не был прежним. Музыка, эстетика, стиль жизни — «Трейнспоттинг» повлиял на всё, фразы были заучены наизусть, а количество просмотров с той поры увеличилось на столько, что на пальцах рук и ног не сосчитать. Так что да, воспринимать «Т2» умом получается от силы минут пять.

С первых кадров становится понятно, что Бойл пытается воссоздать тот же немного безумный и срывающийся на бег ритм оригинала с его резким монтажом, сюрреалистичными вставками и вплетением в визуальный ряд хроники от открыточных видов городов до великих голов Джорджи Беста. И в общем и целом это удается, хотя в глаза порой бросается фрагментарность и недосказанность сюжетной канвы — это отличает картину от «Трейнспоттинга», который при многообразии методов обладал удивительной цельностью.

Хотя ностальгическое ощущение имеется, вторая часть наполнена мощнейшей горечью, уводящей фильм из туристической области. Это не те же персонажи, которых мы видели прежде, ждущие своего часа в криокамере — это побитые жизнью постаревшие мужчины, винящие друг друга в своих неудачах. Даже когда фильм приводит нас в знакомые места, это каждый раз болезненно, буквально как лишний взгляд бывшего наркомана на шприц, вату и ложку. И сценарист Джон Ходж рассказывает историю именно трансформации, не просто вытаскивая старых наркоманов на свет божий, но создавая их заново в дивном новом мире современности. В этом, пожалуй, состоит главная удача: на Рентона, Кайфолома, Кочерыжку и Бегби действительно интересно смотреть, и их истории находят отклик. В особенности если вы знали этих людей раньше. А вот если нет, то могут возникнуть проблемы: Бойл в принципе не ставил перед собой задачи снять кино с низким порогом вхождения, чтобы, так сказать, случайный зритель остался доволен, и «T2» в последнюю очередь можно назвать самостоятельным.

Актерские работы при таком раскладе становятся важнейшим фактором, и тем более радостно, что буквально все они прекраснейшие: Юэн МакГрегор, Джонни Ли Миллер, Юэн Брэмнер и Роберт Карлайл не утратили первоначальный нерв персонажей, добавив к нему тяжелый багаж минувших лет. На зверином обаянии этого квартета можно было бы протащить весь фильм и без текста, но горько-сладкий, ситуационно-комедийный и драматический сценарий позволяет актерам развернуться как следует. Морды бьются, злость растворяется, выбрана жизнь, а обрывки воспоминаний, записанные как попало на листах, складываются в своеобразный трибьют главному роману Ирвина Уэлша.

Нынешний фильм, конечно, поколенческим и важным никогда не станет, но, тем не менее, факт его существования греет сердце. Правда, ждать новой встречи очень долго: месяц до проката, а у меня пока загнут только один палец на руке. Мне нужна доза. Одна гребаная доза, чтобы пережить этот долгий тяжелый год.

Сергей Кощеев