«Стив Джобс»: Гений. Поэт. Мудозвон.

Сергей Кощеев,

Три презентации Стива Джобса. 1984 год: бешено популярный антиутопический ролик Apple, показ Macintosh. 1988 год: изгнание из Apple, создание новой компании NeXT, профессиональный компьютер NeXT Cube. 1998 год: возвращение блудного отца, возрождение компании, компьютер iMac. Впрочем, в фокусе здесь не сами презентации, а жизнь Стива Джобса в предшествующие им моменты. Его окружение: друг детства и главный по железу Стив Возняк, или Воз; помощница Джоанна Хоффман; программист Энди Херцфельд; глава Apple Джон Скалли и, наконец, Крисанн Бреннан, дочь которой Стив никак не признает своей.

Учитывая тот факт, что сценарий написал Аарон Соркин, а режиссерское кресло прочили Дэвиду Финчеру, все ожидали «Социальную сеть 2.0». На самом же деле картина имеет больше общего с «Бёрдмэном»: использование закулисного пространства как поля битвы; ритм фильма, зачастую уходящий в галоп; театр одного человека, на орбите которого находятся остальные. Впрочем, соркиновскому сценарию здесь не диктуются условия операторским решением, поэтому диалоги, хотя и хлесткие, не представляют собой истерические бердмэновские восьмерки. И еще один фактор — картина не претендует на нечто глобальное, и это прекрасно. Это довольно уникальный случай биопика, который можно назвать антипафосным, антиоскаровским — он не передает мысли в космос, не пытается объять необъятное, здесь нет титров о том, кто и как жил дальше и почему это было важно — все три эпизода обрываются как раз на том, для чего все собрались. Это попытка показать значимого человека с той позиции, когда у него, фигурально говоря, второй подбородок виден и ширинка расстегнута; когда он какой-то дурак, и его хочется придушить. Большое видится на расстоянии — с кресла в зале на презентации, например, а вот хорошая ли идея быть ближе к нему?

В реальной жизни вопрос остается открытым, но фильму это идет на пользу. Не в последнюю очередь благодаря актерскому ансамблю: Фассбендер выдает невероятный, возможно, даже свой лучший перформанс, попадая во все полутона и заполняя комплексный образ, созданный Соркиным. Уинслет и Роген же блестяще исполняют роли единственных людей, которые могут повлиять на Джобса. Все они дают заряд этому фильму, который показывает, что даже историю реального человека можно рассказать не в формате «родился-сделал-лег в могилу». Этот Джобс не уходит в историю, он уходит, чтобы дать нам прикурить.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)