«Арахисовый сокол»: На маленьком плоту

Ефим Гугнин,

Арахисовый сокол / The Peanut Butter Falcon
Режиссер: Тайлер Нилсон, Майк Шварц
В главных ролях: Шайа ЛаБаф, Дакота Джонсон, Зак Готтзаген, Джон Хоукс, Томас Хейден Черч, Брюс Дерн, Джон Бернтал
Дата премьеры в РФ: 24 октября 2019

Парня с синдромом Дауна по имени Зак (Зак Готтзаген) держат в доме для престарелых, потому что социальные службы не придумали, куда еще его можно пристроить. Он, конечно, жаждет совсем другой жизни и вечно придумывает планы побега: один из них в итоге срабатывает.

Зак отправляется в долгий путь — он хочет найти школу рестлинга Соленого Реднека, его кумира и героя. По дороге парень случайно встречает Тайлера (Шайа ЛаБаф) — рыболова, который серьезно испортил жизнь своим коллегам и теперь скрывается от правосудия. Тайлер берет попутчика, и вместе они прячутся в диких американских лесах: один — от злобных рыбаков, другой — от выехавшей за ним сиделкой из дома престарелых (Дакота Джонсон).

Марк Твен как-то сказал, что право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности. Вокруг этой нехитрой мысли и построен «Арахисовый сокол» — фильм, не скрывающий и всячески подчеркивающий свою преемственность твеновской поэтике (герои тут, например, открыто сравнивают себя с Гекльберри Финном). Он продолжает его традицию тихого теплого бунта, одиссеи по маленькой пасторальной Америке, населенной, кажется, личностями исключительно экстраординарными. Путешествия, у которого цель — не точка в пространстве, а эфемерное чувство первобытной свободы, какого-то естественного состояния души, давно утерянного людьми цифрового века.


Фото / The Santa Barbara Independent

«Арахисовый сокол» особенно расцветает в моменты вроде бы как «ненужные» для развития сюжета. Когда герои просто развлекаются, буянят, танцуют вокруг костра или прыгают с пристани в воду — зафиксированные чуткой камерой срезы того большого чувства, к которому персонажи движутся весь фильм. Да, формально, у них есть конкретная цель: доставить Зака в школу рестлинга. Но она — и понятно это, пожалуй, почти сразу — скорее условная, утопическая мечта, и на самом деле все герои тут просто бегут. От конфликтов, от прошлого, от скуки, наконец.

Сюжет вообще здесь не главное: режиссерам куда интереснее находиться в моменте, шутить или меланхолично засматриваться на речные пейзажи. «Арахисовый сокол» в принципе кино момента, оно провозглашает эскапизм и почти что буддистскую созерцательность не как инструменты для борьбы с травмой, но как самоцель. Чем дальше герои уходят от начальной точки пути, тем реже они вспоминают о своем нелегком прошлом.


Фото / The Newtown Theatre

Вместо того, чтобы доводить стандартные характеры до абсурда или создавать изначально фантасмагоричные ситуации, Тайлер Нилсон и Майк Шварц берут гипертрофированно ярких героев — Зака с синдромом Дауна и странного бродягу, сыгранным еще более странным ЛаБафом, — и плюют на их внешние атрибуты «других». Там, где любая академическая драма бы надавила на проблемы социальной адаптации, «Арахисовый сокол» весь мир подстраивает под своих героев. «Хаос правит», — говорит лисичка. «Правят чудаки», — отвечает ей «Арахисовый сокол».