«Одиссея»: прекраснее Океанов
Дарья Житкова,

Одиссея/ L’odyssée
Режиссер: Жером Салль
В главных ролях: Ламбер Вильсон, Пьер Нинэ, Одри Тоту, Лоран Люка
Дата премьеры в РФ: 1 декабря

Жак-Ив Кусто известен всему миру как мореплаватель, изобретатель, мечтатель, режиссер, — я список увлечений прочел до середины. Он был человеком сложным, в высшей степени многогранным, и не прекращал снимать фильмы вплоть до своей смерти. Его манила огромная неизведанная часть нашей планеты – океан, в котором на своем корабле «Калипсо» он совершил невероятные открытия. Однако у него была еще и семья, которая всегда скрывалась в тени гения.

«Одиссея» – первый игровой фильм о жизни Капитана Кусто. Конечно же, мы все помним «Водную жизнь Стива Зиссу» Уэса Андерсона, но там вдохновением послужил скорее образ, форма, неизменная цветовая гамма, которая в картине Жерома Салля тоже присутствует. Режиссер раскрывает личность главного героя, при этом не идеализируя его: перед нами предстает непростой человек, эгоистичный, даже несколько бессердечный, живущий лишь своей мечтой, за которую должны болеть и остальные. Экранный Кусто завораживает, как завораживал и реальный; за это нужно сказать спасибо французскому актеру Ламберу Вильсону, для которого это, вероятно, роль жизни — настолько живой у него получился образ.

Семья Кусто представляется невероятно сплоченной — прекрасная жена Симона (Одри Тоту), готовая продать последние украшения ради ремонта Калипсо, а также двое чудесных сыновей. Одного из них, Филиппа (Пьер Нинэ), все время тянет к приключениям, и его история становится второй важной линией фильма. Сын отражает новое послевоенное поколение, он более смелый и радикальный в своих мыслях и взглядах, первым в семье начинает задумываться о вопросах экологии. Своим духом Филипп был ближе отцу, чем кто-либо другой, и многие годы помогал капитану снимать фильмы.

«Одиссея», помимо прочего, несет довольно мощный экологический посыл, поскольку в картине освещается тема сохранения окружающей среды, — правда, довольно грубовато. Зрителя буквально тыкают носом в мусор, выбрасываемый матросом с корабля, заставляют смотреть на заброшенные поселения китобоев с кладбищем из китовых скелетов или на то, как ловят морских котиков для постановочного кадра. Все это, как и отрицательное влияние подводных нефтяных вышек, поначалу не волновало Жака-Ива Кусто. Только с годами он выбрал путь не только исследователя, но и защитника природы, основав «Общество Кусто».

Безупречный саундтрек Александра Депла изящно обрамляет фильм, но ни в коем случае не теряется. Запоминающаяся главная тема звучит в различных вариациях – от печальной и тревожной до глубокой и нежной, как игра на виолончели на палубе корабля. Ее разбавляет такая классика как California Dreamin’, группа The Guess Who и трагическая Симфония №3 фа мажор Иоганнеса Брамса, рассказывающая о главной трагедии семьи Кусто.

«Одиссея» — самый большой приключенческий фильм современной Франции, единственный на данный момент игровой фильм, который снимали в Антарктиде. Немыслимый по меркам страны бюджет, 8 лет работы, невероятные натурные съемки, напоминающие знаменитый документальный фильм Жака Перрена «Океаны» (и в некотором смысле даже превосходящие его) — картина Салля тащит за собой такой груз ответственности, что, по идее, должна оглушать зрителя, но этого, к счастью, не происходит. Наоборот — это прекрасное двухчасовое путешествие для глаз, уставших от мрачного неба и плохой погоды. Ну что, нырнем?

Дарья Житкова