NYFF 2022: Коротко о главных фильмах фестиваля.

Катя Карслиди,

Нью-Йоркский кинофестиваль проходит каждый год в конце сентября, собирая в программе жемчужены с весенних европейских смотров и добавляя три громкие американские премьеры. В этом году NYFF открылся «Белым шумом» Ноа Баумбака, центральным фильмом стала документальная работа «Вся красота и кровопролитие», взявшая приз в Венеции, а закрыл фестиваль инди-фильм «Проверка».

Что это было фестиваля: «Белый шум»

Ноа Баумбак решил сделать семимильный шаг в своей карьере и переключился с маленьких разговорных драм на жирную экранизацию нареченого «неикранизируемым» романа «Белый шум».

nyff60logo

На бумаге «Белый шум» выглядел отлично: колоритные Драйвер и Гервиг в париках, стильные 80-е, но за фасадом картины царит настоящий хаос. Пассажи героини Гервиг о смерти и бессмысленности существования перебиваются размышлениями режиссера на тему чрезмерного потребления, фейковых новостей, триггерящих общество и о чем только не. Сумбурность повествования сбивает с толку уже к середине: может, и хорошо, что фильм вышел на Netflix и у зрителя есть возможность в произвольном порядке нажимать на паузу, чтобы отдышаться.

Скорее всего, человек, читавший книгу и знающий, что к чему, оценит фильм выше, чем непросвещенный, но в идеальном мире оба источника должны быть самостоятельными произведениями, а не работать в комплекте. В случае с «Белым шумом» кино без инструкции смотреть практически невозможно, этот опыт чреват перегревом головного мозга от перенасыщения информацией. Технически все безупречно: и выдающиеся актеры в лучшей форме, и ублажающий глаз сет-дизайн, и даже сама пробивающаяся сквозь хаос повествования идея выглядит интересно. К сожалению, все эти идеальные ингредиенты вместе не работают.

Икона фестиваля: «Вся красота и кровопролитие»

«Вся красота и кровопролитие» рассказывает о жизни активистки и фотографа Нэн Голдин. Режиссерка Лора Пойтрас с 1980-х годов восхищалась работами Нэн, их личное знакомство произошло лишь в 2014 году на премьере фильма «Правда Сноудена». Спустя несколько лет женщины встретились снова после запуска проекта P.A.I.N., посвященного борьбе против фармакологической корпорации Purdue Pharma. Эта компания владела опиоидными лекарствами, зная о их смертельной опасности. Нэн Голдин сама была жертвой семейства Саклеров, которые стояли за этой корпорацией. Она поделилась с Лорой Пойтрас записями своих публичных протестных акций, на их основе и был построен фильм.

All-the-Beauty-and-the-Bloodshed_16x9_laurels

После победы в Венеции, синефилы получили множественные микроинсульты, поскольку документальное кино очень редко забирает призы на габаритных фестивалях. Но фильм Пойтрас, как портрет настоящей иконы нашего времени, имеет огромную художественную ценность и вдохновит юных активистов нового пололения.

Сентементальная биография фестиваля: «Время армагеддона»

Год однозначно богат на режиссерские автобиографии, но, несмотря на сентиментальность спилбергских «Фабельманов», побеждает в конкуре «Время армагеддона». Джеймс Грей возвращается в детство, вспоминает строгих и оберегающих родителей, выделяя на их фоне мягкого и добродушного дедушку, а также без зазрени говорит про собственные ошибки прошлого. Главный герой Пол (альтер-эго Грея) заводит дружбу с Джонни, темнокожим учеником из неблагополучной семьи, их знакомство в итоге приводит к трагическим последствиям. Грей снял фильм-искупление и именно его искренность делает сюжет настолько болезненным, пронзительным и эмоциональным.

Armageddon-Time

Открытие фестиваля: «Солнце мое»

После премьеры фильма «Солнце мое» на Санденсе, критики не стеснялись называть картину «фильмом года», что задрало дебюту Шарлотты Уэллс планку до самых небес. Как же приятно, когда настолько завышенные ожидания оправдываются. Мы наблюдаем за событиями с точки зрения повзрослевшей героини Софи, она вспоминает каникулы, проведенные с отцом в солнечной Турции, тогда девочка еще не знала, что они окажутся последними. Герой Пола Мескала пытается скрыть депрессию от дочери, Софи еще сама не до конца понимает, что происходит с ее отцом. В финале фильма не плакал разве что психопат, Уэллс создает чувственный и уязвимый портрет отца, оставляя в памяти только светлые моменты, с грузом невыносимой грусти и скорби по родному человеку, которого больше нет рядом.

nyff60_mainslate_aftersun

«Решение уйти»

Новая картина Пака Чхан-ука («Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть») рассказывает историю детектива, расследующего загадочную гибель мужчины, упавшего со скалы. По мере развития событий главный герой неожиданно сближается с главной подозреваемой, по совместительству вдовой покойного.
Так на экране рождается ни с чем не сравнимая история любви, по мере развития нагнетая неизбежный хартбрейк, потому что если вы ждете хэппи-энда от Пака Чхан-ука, то вы ошиблись режиссером.