«Оскар-2024»: За и Против

Cinemaholics Team,

И вот мы снова здесь.

«Оскары» раздадут совсем скоро (в ночь с 10 на 11 марта), а мы решили напоследок обсудить претендентов на звание лучшего фильма. В формате «За» и «Против»! Запасайтесь попкорном и контраргументами.  


Оппенгеймер / Oppenheimer
Реж. Кристофер Нолан

UNIVERSAL PICTURES

За: Кристофер Нолан — не мой любимый режиссер. Он прилежный мальчик-отличник, который каждый раз хочет себе что-то доказать. Мне такая одержимость результатом, наверное, не близка. Но «Оппенгеймеру» невозможно сопротивляться, он выглядит чем-то эпохальным и громадным, важным открытием, которое способно Нолана обессмертить. Думаю, режиссер показал, что процесс гибели мира начался не со взрыва в Лос-Аламосе, а все- таки с момента появления первого человека на Земле.

Кира Голубева

Против: Нолан и правда сделал невозможное: масштабнейший фильм об изобретении атомной бомбы заставляет почувствовать себя первокурсником, случайно попавшим на попойку преподавателей. Мужчины в костюмах три часа нудно разговаривают о науке, этике и политике, а в конце обязательно бьют друг другу морды. Подобным затянувшимся вечеринкам всегда есть чем удивить: только в случае «Оппенгеймера» дело ограничивается смешными фотографиями от зрителей с первых рядов IMAX-залов и мемами с Альбертом Эйнштейном — а этого явно недостаточно.

Влад Шуравин


Барби / Barbie
Реж. Грета Гервиг

За: У меня правда сердце кровью обливается, когда на «Барби» кидаются с хейтом. Да, возможно и правда не шедевр и не главное феминистическое высказывание века. Но ведь это же абсолютно безобидный фильм, яркий, веселый, ненапряжный и с феноменальной маркетинговой кампанией. После просмотра еще какое-то время находишься в игривом и воодушевляющем настроении, хочется обнять подружек, веселиться и наконец-то полюбить себя. Ну и в конце концов, женщина пришла, сняла кино и собрала в прокате 1,5 млрд долларов. Можно выказать ей хоть каплю уважения за это?

Кира Голубева

Против: Критиковать «Барби» кажется делом заведомо бессмысленным — многие тезисы легко разбиваются тем, что я не целевая аудитория фильма: ни тематика сюжета, ни сам бренд вместе со всем своим культурным багажом никак не откликаются в моей душе. Но главные претензии к Гервиг у меня и не нарративные — и уж тем более, к счастью, не идеологические. Они касаются стиля.

Обидно, что главный блокбастер года (если считать по сборам) снят как раздутый скетч с SNL, и даже экспрессивная цветастость кукольного мира в нем тонет под режиссерской антикреативностью. Но, в каком-то смысле, это идеальное кино своей эпохи: безопасный, удобный фильм по известному IP, где каждое решение — стилистическое, кастинговое, музыкальное, да даже выбор постановщицы — выглядит безупречно просчитанным бездушной корпоративной машиной (которая при этом смеется над самой собой, потому что это тоже модно). Пластмассовый мир и правда победил.

Ефим Гугнин


Убийцы цветочной луны / Killers of the Flower Moon
Реж. Мартин Скорсезе

За: Монументальный, пускай и не великий фильм Скорсезе — чересчур ровный и лишенный внезапного удара под дых, которым в свое время «Ирландец» парировал нытье о недружелюбном хронометраже. Но даже в таком виде «Убийцы» — больше, чем просто важный тру-крайм. Это удивительно злободневное кино, которое по касательной препарирует темы других номинантов.

Деградация брачного союза и ведение двойной жизни? Отношения с сомнительным ментором? Обыденность зла? Постыдный период американской истории? Развеивание расовых стереотипов? Профеминистское размышление о том, как мужчины пытаются контролировать женщин и меньшинства? У Скорсезе можно найти все это и даже чуточку больше. Здесь есть даже та самая магия кино, которая заставляет нас поверить в невозможное: что нынешний Ди Каприо может выглядеть как вернувшийся с войны юнец и даже жениться на женщине старше 25 лет.

Алихан Исрапилов

Против: Вы можете плюнуть мне в лицо и выписать из клуба анонимных киноголиков, но на момент написания материала я не смогла досмотреть этот фильм, потому что меня четыре раза вырубало. Но я обязательно что-нибудь придумаю. Пока вписываю этот кусочек сюда, ведь вряд ли кто-то еще рискнет пойти против настоящего маэстро.

Кира Голубева


Оставленные / The Holdovers
Реж. Александр Пэйн

За: После того, как нас всех ошарашила новость о том, что Дэвид Хемингсон наглым образом спер сценарий Саймона Стивенсона, остался неприятный осадочек. Но! Как же было приятно и спасительно увидеть этот фильм в декабре прошлого года. Рождественское чудо, которое сотворила святая троица Джаматти, Сесса и Рэндольф.

Кира Голубева

Против: Вообще не удивлюсь, если «Оставленных» и правда признают плагиатом — хотя крадут Хемингсон и Пейн скорее не у какого-то конкретного бедолаги-сценариста, а вообще у всех сразу. Само по себе это не плохо, да и кино бесконечно милое, но ни в одной его сцене нет ощущения, что оно может свернуть куда-то не туда, куда ты думаешь. Его спасительная теплота из-за этой формулярности кажется неискренней — такой же фальшивой, как местное пленочное зерно.

Ефим Гугнин


Бедные-несчастные / Poor Things
Реж. Йоргос Лантимос

За: Веселый фем-панк от Йоргоса Лантимоса по не менее веселой книге, как доллар, нравится почти всем, хоть и не избежал обвинений в проблематичности. Якобы педофильскую ноту очень хорошо развенчивает исходный роман, а также тот факт, что мы не можем понять, сколько на самом деле лет было мозгу Беллы, когда она начала свою секс-миссию.

Это, конечно, все еще в каком-то смысле male gaze (просто потому что Лантимос мужчина, так вышло), но male gaze как минимум сочувственный. Сшивая свое кино из, казалось бы, старых приемов и материалов, режиссер получил фильм, который 1) выглядит живее всех живых; 2) многое сообщает нам именно о современности.

Мария Ремига  

Против: Забавно осознавать, как много зрители готовы простить креативному фильму от любимых артистов. Как из-за героически смелого перформанса Эммы Стоун, причудливого продакшена и неконвенциональной операторской работой (ого, фишай!) не замечают лубочный сюжет с дуболомными размышлениями об эмансипации, слатшейминге и патриархате.

Уверен, сними Лантимос этот же фильм без голливудской звезды и в стиле своих ранних копеечных работ, его бы попросту заклевали за очевидную мужскую фантазию с чрезмерной сексуализацией и проблематичным сюжетом про околопедофилию. Благо, когда «каждый кадр хочется повесить на стену», даже сомнительное кино, в котором нет и намека на политико-культурное просвещение Беллы, становится «провокационным шедевром о сексуальном раскрепощении».

Алихан Исрапилов


Американское чтиво / American Fiction
Реж. Корд Джефферсон

За: Больше всего на свете я восхищаюсь режиссерами, которые умеют снимать кино о том, что происходит с нами сейчас. В мире, конечно, полно и других, более актуальных вопросов, но Джефферсон закрыл собой целый ряд тем: от человеческого лицемерия и неуверенности до расизма и будничного абсурда.

Кира Голубева

Против: Сюжет о писателе, решившем всем назло сделать стереотипный роман об афроамериканцах, действительно остроумен — и все лучшие сцены фильма связаны именно с ним. К сожалению, чаще кино отвлекается на унылую историю о семейной травме, вымученную и собранную (может, тоже в качестве мета-шутки) из всех популярных тегов конвенционального академического кино. Фильм будто стесняется своих же успехов, и торопится спрятать смех за угрюмой миной серьезного высказывания о настоящем.

Ефим Гугнин


Анатомия падения / Anatomy Of a Fall
Реж. Жюстин Трие

За: Виртуозная судебная драма с одной из лучших актрис современности. И дико актуальная: мы живем в эпоху постправды, а фильм Трие потрясающе точно это фиксирует. Верить никому нельзя, особенно себе. Жюстин настолько круто держит ритм, что два с лишним часа разбирательств, ссор и снега смотрится на одном, порой прерывистом от волнения, дыхании.

Мария Ремига

Против: Посредственный, вторичный фильм, историю которого пересказывали десятки режиссеров. Он ничего нового не дает зрителю — ни сценарно, ни визуально. Ничего, кроме скуки и зря потраченного времени + за издевательства над собакой — пожизненный бан.

Мария Кордюкова


Маэстро / Maestro
Реж. Брэдли Купер

За: Над «Маэстро» можно потешаться по многим причинам: будь то зловещий грим постаревшего экранного Бернстайна или убийственно пафосный тон картины. Да и сам Купер постоянно дарит хейтерам причины для шуток: например, рассказывает в интервью, как вышел на контакт чуть ли не с Отцом, Сыном и Святым духом.

Главная проблема «Маэстро» в том, что фильм лишь по касательной показывает отношения героя с женой. Душа женщины для авторов, увы, потемки — довольствуйтесь одной эффектной сценой в бассейне. Зато экстравагантный Купер как никто другой понимает своего персонажа-парадокса: то ли дирижера, то ли музыканта; то ли мужа, то ли любовника; то ли гения, то ли откровенного болвана-эгоиста.

Влад Шуравин

Против: Если бы в «Оппенгеймере» науке уделяли в пять раз меньше времени, а хронометраж был забит сложной семейной жизнью героя, то получился бы двойник «Маэстро». Сложно сказать, что это: точно не байопик, потому фильм игнорирует любовь Бернстайна к музыке и его вклад в американскую культуру, и точно не мелодрама, потому что конфликт супругов трусливо скрыт между реплик.

Для меня «Маэстро» — двухчасовой шоурил Брэдли Купера, который мечтает, чтобы на его страничке «Кинопоиска» плашка 12-ю прозрачными «Оскарами» стала наконец золотой. Весь фильм — лишь набор эпизодов, в которых человека-оркестр может поиграть мускулами. Вот Купер-актер под тонной грима самодовольно ухмыляется и экспрессивно машет руками, здесь Купер-сценарист избегает обвинений в экранизации «Википедии» и выкидывает ненужные события из биографии, а тут Купер-режиссер старательно ставит ссору длинным дублем. Как говорится в таких случаях, работа проделана колоссальная, а теперь давайте еще раз, но нормально и не так фальшиво, как стилизация под кино 1940-х.

Алихан Исрапилов


Прошлые жизни / Past Lives
Реж. Селин Сон

За: Ласковое кино, в котором показано, каково это наблюдать за тем, как прошлое испаряется из твоей жизни навсегда. Второй год подряд за какие-то непонятные заслуги на нас с небес падает потрясающий дебютный фильм (до этого было «Солнце мое»). И я считаю, что это надо ценить.

Кира Голубева

Против: На финальных титрах было стойкое ощущение неудовлетворенности: не хватило то ли раскрытия персонажей, то ли общей предыстории, неминуемо влияющей на настоящее. Обыденная история, выделившаяся за счет национально-географического контекста.

Соня Бессонова


Зона интересов / The Zone of Interest
Реж. Джонатан Глейзер

За: Безупречный в свой холодности фильм о том, что самые страшные вещи на свете — это результат каждодневных бытовых практик. То, что зло живет в рутине, мы знали, конечно, но как показывает реальность, это знание не сильно нам помогло. Так что запоминаем этот гулкий шум, этот дым за стеной, это удушливый мещанский уют главного героя, у которого «тоже семья» и вообще надо же где-то работать. А тем, кто жалуется, что на фильм всего один прием, хочется сказать: а у тебя, что ли, два?

Мария Ремига    

Против: Фильм одного приема и монотонных шепотов-криков. Все самое жуткое здесь выверено до мельчайшей секунды и любезно сопровождается гулким эмбиентом: чтобы все точно поняли, насколько обыденно зло. А мы и не знали.

Влад Шуравин