«Моана»: Look what you've done!

Дарья Житкова,

Моана / Moana
Режиссер: Рон Клементс, Дон Холл, Джон Маскер, Крис Уильямс
Роли озвучивали: Аулии Кравалхо, Дуэйн Джонсон, Джемейн Клемент, Николь Шерзингер, Алан Тьюдик
Дата премьеры в РФ: 1 декабря 2016

Полубог Мауи, вооруженный рыболовным крюком и бесконечным обаянием, похитил сердце матери островов Те Фити, что может привести к неминуемой гибели всего полинезийского архипелага. Моана – отважная дочь вождя, увлекшись рассказами своей чудаковатой бабушки и ослушавшись воли отца, сбегает в океан на поиски Мауи. Девушка жаждет приключений и надеется вернуть сердце матери островов, но хочет ли этого сам Мауи?

В своем 56-м полнометражном анимационном фильме Дисней возвращается в Полинезию, где не был со времен «Лило и Стича» 2002-го года, и погружает зрителей в жизнь одной из древнейших культур. Традиции островитян сами по себе невероятно увлекательны, но создатели «Моаны» не ограничились одной лишь поп-экзотикой, а проработали образы жителей племени с большим вниманием к деталям. О степени погружения в материал говорит даже имя главной героини, означающее на большинстве полинезийских языков, включая маори, «океан».

Команда создателей «Русалочки» и «Алладина» предстала в обновленном составе и, видимо, в честь перемен отринула карандаш в пользу новых технологий. Однако компьютерная графика здесь не выглядит наказанием: все персонажи получились настолько многогранными, что, кажется, протяни руку и почувствуешь тепло. Вручную были нарисованы только татуировки Мауи, и это неспроста, поскольку они становятся важной частью повествования.

Шутки в мультфильме будут понятны не только юной части аудитории, но и взрослым, что, несомненно, приятно. Чего стоит только одно нападение какамори – малюток кокосовых пиратов, являющееся прямой отсылкой к последней части «Безумного Макса: Дороги смерти». При этом нет ни намека на грубое заигрывание со зрителем постарше: никакого сортирного юмора и неудачных острот.

Диснеевские принцессы XXI века становятся более самостоятельными и современными вне зависимости от времени и места событий, и даже постепенно перестают мечтать о любви. Как и Мерида из «Храброго сердца», Моана не имеет романтической линии в фильме. Независимой героине совершенно не нравится, когда Мауи называет ее принцессой из-за пресловутого платья и дружбы с животными. Даже о принце, который спасет героиню и решит все ее проблемы, здесь не идет и речи. На месте спасителя стоит океан, который всячески возвращает героине веру в себя и помогает преодолевать опасности. Кому-то такой слом традиций придется по душе, кто-то затоскует по старым-добрым сказочным канонам, но в любом случае попытки поймать дух времени ощутимо освежают картину.

Дубляж музыкальной анимации всегда заставляет зрителя немного понервничать. Озвучка героев голосами отечественных знаменитостей может хорошо смотреться на постере, но не в жизни. Здесь «Невафильм» прекрасно адаптировала каст мультфильма под русскоязычную аудиторию. Моана, в оригинале озвученная 14-летней жительницей Гавайев (кстати, Аулия Кравалхо стала самым юным голосом диснеевских принцесс), поёт голосом ровесницы. А огромному крабу с горой золота на панцире и бриллиантами на всех зубах безумно идет тембр Ильи Лагутенко (в оригинале — Джемейн Клемент). Обидно только, что мы не услышим поющего Дуэйна Джонсона, но сразу после просмотра возникает желание ознакомиться с саундтреком в оригинале.

История Моаны ценна тем, что с её помощью зрителя призывают постичь азы искусства быть собой. В мире Диснея девушка-мореплаватель или девушка-вождь заслуживает безусловного уважения окружающих, что позволяет юному зрителю понять простую истину – оправдывать чьи-то ожидания вовсе необязательно, а вот верить в себя – действительно важно. Именно поиск своего пути и вера в собственные силы – большое дело для становления личности, а кудрявая неугомонная Моана, сама себе герой, – лучшее тому доказательство.

Дарья Житкова