Каннский кинофестиваль 2017: «Призраки Исмаэля»

Призраки Исмаэля / Les fantômes d'Ismaël
Режиссер: Арно Деплешен
В главных ролях: Матьё Амальрик, Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Луи Гаррель
Дата премьеры в РФ: 19 октября 2017

Исмаэль Вюйяр (Матье Амальрик) по ночам ведет разговоры со своим безутешным тестем, чья дочь и, соответственно, жена главного героя (Марион Котийяр) пропала 20 лет назад и по истечении времени была признана мертвой. Собрав себя по кусочкам, Исмаэль налаживает жизнь: снимает фильм про своего брата-шпиона Ивана Дедалюса (Луи Гаррель), проводит время с возлюбленной Сильвией (Шарлотта Генсбур) и страдает от нескончаемых ночных кошмаров, не находя спасения даже в таблетках.

Открыть юбилейный Каннский кинофестиваль выпала честь Арно Деплешену — режиссеру, мягко говоря, на любителя. Если его первый популярный фильм «Как я обсуждал... (мою сексуальную жизнь)» был хоть и затянутой, но обаятельной зарисовкой из жизни французской интеллигенции, то в его дальнейшей фильмографии не так уж и мало откровенных провалов. Вспомнить хотя бы другой «хит» режиссера — «Короли и королева», который представляет из себя совершенно безобразное «мыло» с перегруженным повествованием.

Обе вышеупомянутые картины сюжетно связаны с «Призраками Исмаэля»: Деплешен выстраивает свою микровселенную, где каждый друг другу брат или сват. Доходит, в общем-то, до абсурда. Главный герой Исмаэль Вюйяр также был на первом плане в фильме «Короли и королева», об этом говорит не только полное совпадение имени, но и разные детали, отсылающие к имевшим место событиям. Например, герой рассказывает, что однажды усыновил ребенка, и в шутку замечает, что раньше был сумасшедшим. Куда удивительнее взаимосвязь новой ленты с «Как я обсуждал... (мою сексуальную жизнь)»: герой Матье Амальрика объединяет в себе и Поля Дедалюса, и Исмаэля Вюйяра, буквально размывая границы между двумя личностями — из точек пересечения здесь брат Иван и ученая степень по литературе. Зачем это нужно Деплешену, не очень ясно, так как пространственно-временной континуум явно играет против него, превращая персонажей Амальрика в одно мифическое существо, проживающее несколько жизней одновременно. Знатоки творчества режиссера могут еще поломать голову над женскими персонажами, имена и лица которых, опять же, до боли знакомы.

Впрочем, многочисленные отсылки в картине — это чуть ли не единственное, за чем тут интересно наблюдать. Как любит режиссер, в ленте развиваются две истории, одна из которых обрамлена в формат съемки фильма. Откровенно говоря, обе — на уровне бразильского сериала. Сюжетная линия про Исмаэля до ужаса мелодраматична, а в арсенале режиссера сплошь художественные приемы «ниже пояса»: навязчивое использование саундтрека, чрезмерно эмоциональные диалоги и разговоры в камеру.

Сюжет про шпиона Ивана Дедалюса — чистый фарс в духе европейской комедии (часто вы видели удачную европейскую комедию?) с русскими спецслужбами и таджикской тюрьмой. Все бы и ничего, местами даже забавно, но эта история абсолютно бесполезна и за редкими исключениями смотрится неорганично.

Деплешена определенно спасает актерский состав: трио Амальрик-Генсбур-Котийяр не умеет плохо смотреться в кадре даже в случае такого заурядного фильма. За их игрой, несмотря ни на что, увлекательно наблюдать, и именно это не дает заскучать во время просмотра. В целом язык не поворачивается назвать фильм хорошим или даже неплохим, но выставлять его за провал тоже странно, так как во вселенной Деплешена есть и не такие образчики.

Анастасия Муяссарова