«Хэппи-энд»: Моя семья
Сергей Кощеев,

Хэппи-энд / Happy End
Режиссер: Михаэль Ханеке
В главных ролях: Изабель Юппер, Тоби Джонс, Матьё Кассовиц, Жан-Луи Трентиньян, Франц Роговский, Лаура Верлинден

Что-то прогнило что-то в зажиточном французском семействе Лоран: престарелый отец ищет способы самоубийства, его сын Тома изменяет вот уже второй жене, а внук от дочери Анны упорно не хочет вливаться в семейный бизнес и вообще бездельничает. Когда первая супруга Тома попадает в больницу с отравлением, их дочь Эва переезжает в дом Лоранов. Тем временем на одной из строительной площадок семейной компании происходит обвал.

Михаэль Ханеке, 75-летний австрийский режиссер, начал снимать фильмы относительно поздно, но за тридцать лет успел стать классиком мирового кино. Вначале его лентами возмущались, потом стали однозначно восхищаться, а за последние две картины, «Белую ленту» и «Любовь», автор получил две Золотые пальмовые ветви, Оскар и самый лучший фейковый профиль в Твиттере.

Оттого вдвойне обидно, что его долгожданный новый фильм оказался мощнейшим разочарованием. После интригующего начала, которое напоминает «Видео Бенни» эпохи айфонов, где ребенок запечатлевает и инсценирует очень тревожные сцены в Facebook Live, картина быстро начинает проходиться по всему творчеству режиссера, вот только интриги уже как не бывало. В какой-то момент этого зрелища даже начинает закрадываться подозрение, а не искусственный ли интеллект, будучи фанатом режиссера, решил попытать счастья на кинематографическом поприще и надергал понемножку из разных фильмов Ханеке. Злые дети — есть. Любительские видео — есть. Суициды и насилие — есть. Убийственная мизантропия — есть.

Теперь, правда, только эти контрапункты и видать, и фильм скользит от одного к другому, как будто даже не желая проникнуть сквозь них. Сцены текут сквозь пальцы, и режиссера уже, кажется, даже нельзя обвинить в манипуляторстве, потому что вместо них здесь сплошные схемы. Портрет европейской семьи, запечатленный на фоне текущего информационного фона, — затея плодотворная и интересная, но картина больше напоминает карикатуру. Ханеке выглядит как отчаявшийся персонаж Трентиньяна, который никак не может обрести покой и потому заставляет других прикоснуться к агонии. Говорить о том, что люди — существа так себе, и чтобы их надломить, нужно всего-то чуть-чуть, режиссеру раньше удавалось куда более талантливо. И, когда вес его лучших картин было сложно просто так смахнуть с плеч, от «Хэппи-энда» слишком просто отвернуться.

Сергей Кощеев