«Ведьма из Блэр: Новая глава»: Смерти, снятые на пленку

Алихан Исрапилов,

Ведьма из Блэр: Новая глава / Blair Witch
Режиссер: Адам Вингард
В главных ролях: Джеймс Аллен МакКьюн, Калли Эрнандес, Корбин Рейд
Дата премьеры: 6 октября

Молодая пара находит видеопленки студентов, бесследно исчезнувших в лесу Блэк Хиллз 20 лет назад, и выкладывает материалы в интернет. Джеймс, брат одной из пропавших, обнаруживает на видеозаписях свою сестру и решает ее отыскать. Собрав команду из своих друзей и той самой парочки, парень берет в охапку новые технологии и отправляется на поиски в проклятый лес Блэк Хиллз.

Первый фильм о ведьме из Блэр вышел аж 17 лет назад. Сейчас его трудно смотреть, потому что большую часть времени ты не понимаешь, что происходит на экране, а еще он абсолютно не пугает. Однако лента заслуживает внимания по двум причинам. Во-первых, прибыльность: при бюджете в 60 тысяч долларов она заработала в прокате почти 250 миллионов долларов. Во-вторых, у фильма была гениальная маркетинговая кампания, поэтому он и собрал такие деньги. Создатели картины начали придумывать легенду за 4 года до съемок – они расклеивали листовки с фотографиями своих пропавших друзей по кампусу университета, создали сайт, полностью забили его интервью и выписками из газет и даже сняли фейковую документалку о проклятии ведьмы. Тут уже дело оставалось за малым: нужно было выпустить сам фильм. В 1999 году он выходит на экраны и совершает революцию в жанре хоррор.

Адам Вингард – режиссер с каким-никаким именем: он снял кровавый слэшер «Тебе конец!» и похожий на «Драйв» боевик под названием «Гость», поэтому его новый фильм ждали. В мае вышел первый тизер с фейковым названием THE WOODS. А уже в июле на Сomic Con внезапно для всех состоялся показ ленты – только тогда люди поняли, что перед ними новая часть «Ведьмы из Блэр». Сделано это было, видимо, для того, чтобы у картины были хоть какие-то положительные отзывы, которые потом будут пихать в августовские ролики.
Кстати, на маркетинг было потрачено 20 миллионов долларов при бюджете в 5. Зачем вам вся эта лишняя информация? А затем, чтобы вы сразу поняли, с какой страстью и за какие копейки был сделан первый фильм и как дорого и лениво – второй.

В первые десять минут в голову приходит главный вопрос: зачем идти на поиски сестры, которая, судя по всему, умерла 20 лет назад? Впрочем, ладно, это еще можно как-то понять – сердцу не прикажешь, пока надежда жива, нужно действовать и прочая, прочая. Но самое обидное, что остальные 70 минут градус нелепости только растет, а герои фильма делают обыкновенные глупости, которыми напичканы типичные современные хорроры.

Как вы поняли, сюжета в фильме толком нет, а что есть, то полностью скопировано из первой части – герои приходят в лес, ходят по нему и начинают умирать. Придираться к сюжету в хорроре – последнее дело, но можно ведь добавить хоть что-нибудь интересное! Таким вот интересным, кажется, должны были стать современные технологии – дрон, GPS-навигатор, камеры, прикрепленные ко лбу героев, но все это только рушит жанр «найденной пленки». В первой части он отлично работал, потому что в фильме была одна камера, которая переходила от героя к герою, это выглядело правдоподобно. В «Новой главе» смесь видео из разных камер (и дрона!) смотрится просто убого.

Весь фильм ослепленные вспышкой от камеры герои пытаются смотреть в объектив и говорить со зрителем, объяснить ему что-то (оно и неудивительно, сам зритель-то ничего не понимает), при этом постоянно пугаясь каждого шороха. Выглядит это как пародия на оригинал или как полуторачасовой монтаж джампскеров и реакций героев на непонятные звуки. Снято все ужасной трясущейся камерой, которая чаще всего показывает ноги бегущих по лесу героев. Понять, что происходит на экране, невозможно, хотя постепенно к этому привыкаешь и тебе уже наплевать. Единственное, почему ты не уходишь из зала, – надежда увидеть смерть всех героев.

Самая главная претензия к фильму – он не страшный. Сами понимаете, для хоррора это преступление. Лучше в очередной раз пересмотреть атмосферные хиты последних лет – «Бабадук», «Оно», «Ведьма» и взять на заметку иранский ужастик «В тени», чем тратить деньги на проходную «Ведьму из Блэр».

Алихан Исрапилов