Beat Film Festival-2020: «Throbbing Gristle: Другой, такой же как я»

Мария Ремига,

Other, Like Me / Throbbing Gristle: Другой, такой же как я
Режиссер: Маркус Вернер Хэд, Дэн Фокс
Дата премьеры в РФ: 1, 5, 8, 13 и 15 августа в рамках Beat Film Festival

Сначала (то есть с 1969-го) была перформанс-группа COUM Transmissions — коллектив артистов разного плана, чье творчество хорошо описывает фраза «путешествие сквозь тело». Когда арт-банда распалась, на ее руинах возникли Throbbing Gristle — мрачная четверка (Дженезис Пи-Орридж, Кози Фанни Тутти, Питер Кристоферсон и Крис Картер), придумавшая музыкальный стиль индастриал.

ms-interview-throbbing-gristle-01
Throbbing Gristle / 20 Jazz Funk Greats LP Poster

«Это было неизбежно, для этого пришло время. В слове industrial содержится ирония, потому что существует музыкальная индустрия» — так Дженезис Пи-Орридж, лидер группы Throbbing Gristle, говорил о создании лейбла Industrial Records. Пройдет много лет и ирония исчезнет: шоу-бизнес усвоит урок шумовой дисциплины и переплавит индастриал в более коммерческие жанры.

Грустить об этом глупо, потому что творческий метод Throbbing Gristle — постоянно расширять горизонты — предполагает и такое. Все, что они делали, постоянно переключаясь между разными видами искусств, — это протаптывали дорогу, проверяли реальность на прочность, испытав ее всю, они приоткрывали двери совсем в другие миры.

Даже перестав быть Throbbing Gristle как музыкальной группой и творческой ячейкой, они следовали этому потустороннему маршруту. Дальше всех, пожалуй, зашли Питер Кристоферсон и Дженезис Пи-Орридж: первый — в Coil, второй в Psychic Tv и Храме Душевной Юности, где он довел пресловутое journey through a body до конца.

beat2020-05
Beat Film Festival

«Другой, такой же как я» работает в двух направлениях: просветительском (если вы ни черта не знаете о группе, то это отличная стартовая площадка) и ностальгическом (если знаете о группе все, то вам будет приятно посмотреть на любимые лица, а также вспомнить менее известных героев COUM Transmissions, например, Физзи Пейта или Рея Харви). Задача проехаться по всем обязательным верхам странным образом контрастирует с довольно недружелюбной природой фильма: как и музыка TG, этот док гремит, скрипит, шипит, бодрит, зовет. В этом плане его ближайший родственник — «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», который тоже действовал по принципу единства формы и содержания.

История стиля индастриал неразрывно связана с Throbbing Gristle, но не ждите здесь хроники жанра — о том, что было потом, пусть расскажут другие. Но «Другой, такой же как я» показывает, что эта музыка будет вечной, потому что она постоянно перепридумывается — достаточно взглянуть, как далеко явные и условные последователи TG ушли от первоначальных идей. В вечности останутся и те, кто ее придумал, в каких бы мирах они сейчас не обитали.