«Голос монстра»: Me and Liam Neeson and the Dying Mom

Алихан Исрапилов,

A Monster Calls / Голос монстра
Режиссер: Хуан Антонио Байона
В главных ролях: Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Тоби Кеббелл, Лиам Нисон
Дата премьеры в РФ: 2 февраля 2017

Коннор – нелюдимый подросток двенадцати лет, школьная жизнь которого ограничивается рисованием на уроках и ежедневными стычками с хулиганами. Его мама и по совместительству лучший друг страдает от рака, который прогрессирует с каждым днем. Все меняется, когда ночью к мальчику приходит огромный монстр с голосом Лиама Нисона и сообщает, что расскажет три истории, после чего самому Коннору придется проговорить вслух свой постоянный кошмар, где мать умирает по его вине.

Испанец Хуан Антонио Байона («Приют», «Невозможное») в своей новой работе продолжает изучать взаимоотношения матерей и сыновей. «Голос Монстра», снятый по бестселлеру Патрика Несса, поначалу кажется привычной смесью драмы и семейного кино о чудовище внушительных размеров — уже третьей по счету в этом году (см. «Большой и добрый великан» и «Пит и его Дракон»). На деле же фильм уходит от проблем обоих жанров: зрителем не манипулируют возможной смертью больного героя, и никто не просит его сопереживать огромному существу.

Если в картине «Виноваты звезды» с раком боролись метафорой сигареты в зубах, а в «Я, Эрл и умирающая девушка» – любовью к кинематографу, то средством борьбы в «Голосе монстра» служит детское воображение. Истории, которые рассказывает Коннору внезапно появившееся тисовое дерево, сделаны в виде акварельной анимации. Это своего рода основа, которая подготавливает зрителя и мальчика к сюжетному твисту в финале. Рассказы с очевидной на первый взгляд моралью и делением на плохих/хороших оказываются намного запутаннее. Постепенно герой понимает их суть: в жизни не все так просто и прозрачно, идеальных людей не бывает, а ужасные поступки не всегда делают человека плохим. Осознав это, он должен рассказать свою историю монстру и признать то, о чем боится даже думать.

В коктейле из фэнтези, внезапной анимации, семейного кино, драмы и пиршества спецэффектов Байона выжимает из актеров максимум, не забыв о том, что прежде всего это личная и очень трогательная история. Все необходимые персонажи на месте: ушедший из семьи отец (Тоби Кеббелл), строптивая бабушка (Сигурни Уивер), разбитая страшной болезнью мать (Фелисити Джонс), мудрый монстр с басовитым голосом (Лиам Нисон) — однако, такой «стандартный» комплект не становится набором надоевших клише благодаря невероятно живой игре всего каста. Настоящим чудом здесь без сомнений можно назвать Льюиса МакДугалла, исполнившего роль Коннора. Незадолго до съемок фильма у актера умерла мать, поэтому он не играет своего героя, а проживает его. И по итогу «Голос монстра» оказывается не просто сказкой о большом воображаемом друге, а портретом подростка, мир которого может рухнуть из-за смерти единственного родного человека. Это открытая для трактовок метафора о конце детства, смерти, горе и боли, которую мы все хотим заглушить, но боимся.

Алихан Исрапилов