Топ фильмов 2022 года по версии редакции CINEMAHOLICS
Поскольку 2022 год не закончился, а просто перешел в бесконечный февраль, то и подводить киноитоги года в старом формате как-то странно и не вполне уместно. Но вспомнить фильмы, которые спасали от бесконечной тьмы, — полезно, поэтому ловите редакционный топ за год. И берегите себя.
The Banshees of Inisherin / Банши Инишерина
реж. Мартин Макдона
Новый фильм Мартина Макдоны — лучшая иллюстрация минувшего года. За считанные минуты микроскопических размеров сюжет о вражде старых ирландских приятелей на маленьком острове раздувается до вселенского масштаба. Как зарождается дружба? А когда она заканчивается? Почему насилие для многих — неизбежный выход?
Пока герои Колина Фаррелла и Брендана Глисона пьют пиво в затхлых пабах, нервно выясняют отношения и грозят изувечить друг друга в качестве шантажа, в десятках километрах от них с большой земли раздаются выстрелы — это гремит братоубийственная гражданская война между ирландцами. Макдона — один из немногих, кто может настолько отвлеченно и ненавязчиво рассуждать о самых актуальных проблемах эпохи.
Armageddon Time / Время Армагеддона
реж. Джеймс Грэй
Скромное автобиографичное повествование Джеймса Грея, которое сосредоточено на прустовской затее по восстановлению утраченного времени через людей, места и ощущения.
Маленькому Полу приходится иметь дело со сложной паутиной истории: родившись в еврейской семье, он узнает о тяжелом прошлом своих предков, а затем увидит, что расизм и нетерпимость в стране, которая считает себя высшей моделью демократии, принимают все новые формы. Но сила фильма в том, что он всегда поднимает любую тему на уровень ребенка, не способного пока рассуждать и анализировать по-взрослому. Единственное, чем должен заниматься растущий подросток — быть любопытным, учиться дружить, искать свое место в мире и продолжать беспорядочный бег по улицам, постепенно завоеванным тьмой.
Men / Род мужской
реж. Алекс Гарланд
Ультрасупердупермегахороший folk'n'body хоррор, который рассказывает на самом деле об абьюзе. Для кого-то этот фильм станет жесточайшим триггером, а для кого-то — одним из самых красивых фильмов, что видел свет. Мой актер года — это, безусловно, Рори Киннер. В общем, как говорится, «библейская, бл*ь, картина».
Jackass Forever / Чудаки навсегда
реж. Джефф Треймейн
Воскрешение «Чудаков» казалось сомнительной идеей. Хейтерам их творчество и в нулевые казалось идиотством — что уж говорить про наши прогрессивные времена, где любой удар в промежность могут обозвать либо пропагандой селф-харма, либо дегенеративной бро-культурой. А у фанатов был идеальный финал франшизы — «Чудаки 3D» заканчивались эмоциональным монтажом с детскими фотографиями героев и первой хорошей песней Weezer за долгие годы. Получался эдакий трогательный трибьют ребячеству и безрассудству.
Наверное, «Чудаки навсегда» должны были провалиться. Герои заметно постарели, прошли рехаб и отрезвели, к новой части подошли явно не в лучшей форме, а главное — перессорились между собой и исключили из труппы одного из лидеров, Бэма Марджеру. Только вот катастрофы не произошло — ровно наоборот, возвращение стало триумфальным. «Чудаки» не изменили себе и уж точно не «продались» — седина не добавила им мудрости. Остались и юношеский запал, и искренние попытки развеселить друзей, и желание устроить большое шоу. С квизами, соревнованиями, музыкальными номерами, гомоэротичным юмором, кэмповыми костюмами, нелепыми декорациями и отсылками на детские мультфильмы, водевиль, американских сорвиголов, кайдзю и самих себя.
«Чудаки навсегда» — сразу несколько фильмов в одном. Это одна из самых смешных комедий года, под завязку забитая безумными пранками и уморительными скетчами. Главное — смотреть фильм в компании и выключить внутреннего сноба. Это и трибьют искусству каскадерства — деятельности людей, которые любят кино настолько, что готовы умереть на съемочной площадке. А еще это неподдельное и чистосердечное признание в любви своим друзьям и самим себе. К Ноксвиллу и компании можно относиться по-разному, но глупо отрицать, что они давно стали частью американской культуры. И судя по четвертому фильму и новому поколению участников, готовых заменить оригинальный состав, «Чудаки» — это и правда навсегда.
The Northman / Северянин
реж. Роберт Эггерс
Боги Земли сказали, что люди оказались не готовы к непастеризованному скандинавскому фольклору, но со временем они поймут, что «Северянин» был подарком Одина этому человечеству. Skål!
Сестры
реж. Иван Петухов
«Сестры» Ивана Петухова с Ириной Старшенбаум и Никитой Ефремовым — для меня точно прорыв в том, как российское кино рассказывает о домашнем насилии. По сюжету мать-домохозяйка (Старшенбаум) долгие годы живет с абьюзивным мужем (Ефремов), и в какой-то момент от отчаяния решает обратиться за помощью к потусторонним силам.
Фильм по большей части преподносился как первый российский пост-хоррор или как мистический триллер, но не как социальная драма. И в первую очередь это действительно хороший фильм, а не социальное высказывание. Возможно, это самый рабочий способ пригласить людей смотреть на то, от чего хочется отвернуться. Как сказал сам режиссер, «домашнее насилие — не женская проблема, а общая беда».
The Fabelmans / Фабельманы
реж. Стивен Спилберг
Здесь мог бы быть полноценный текст, но Ефим Гугнин заболел, так что желаем крепкого здоровья и долголетия Ефиму, Стивену Спилбергу, Полу Дано и Мишель Уильямс.
Стац / Stutz
реж. Джона Хилл
Бесплатный сеанс психотерапии с бонусом в виде чуть более осмысленного взгляда на собственное психическое здоровье, потенциально подбитое событиями этого года (жизни?). Это документальный фильм Джоны Хилла, который настолько преисполнился благодарности к психотерапевту Филу Стацу, облегчившего его состояние так, как не смог никто до него, что задумал снять одну их встречу на камеру. С этим у него, правда, возникли проблемы, разрешить которые можно только избавившись от фальшивости вокруг и внутри себя.
Corsage / Корсаж
реж. Мари Кройцер
Лучшая девушка на свете Вики Крипс играет императрицу Австрийскую: в принципе, можно было просто поставить камеру. Мари Кройцер («Земля под моими ногами») в каком-то смысле так и делает — отсекает все лишнее (например, исторического контекста тут ровно столько, сколько нужно), подчиняя свет, пространство и время лишь движениям главной актрисы. Крипс сливается со своим образом бесшовно: борьба ее героини и последующее за этим безумие от несвободы сияет так ярко, что остальным в этой картине остается только служить подходящим фоном.
Среди продюсеров фильма, кстати, наша уважаемая современница Марен Аде, которая продюсировала еще и «Спенсер» — кажется, она всерьез увлечена изучением биографий знаменитых женщин, склонных к обморокам и бледности.
Фильм года: Aftersun / «Солнце мое»
Специальное упоминание:
«РРР: Рядом ревет революция» — броманс года.
«Все везде и сразу» — дочки-матери года.
«Решение уйти» — возвращение года.
«Нет» — тапок года.