10 лучших сериалов десятилетия по версии редакции Cinemaholics

Продолжаем бежать за уходящим паровозом и подводить итоги декады. На этот раз собрали призовую десятку сериалов, по которым мы запомним эти десять лет.

Список лучших фильмов за десятилетие смотрите здесь.

Сериалы расположены в соответствии со списком авторов, который вы можете увидеть в статье сразу под заголовком.


The Knick / Больница Никербокер
2014-2015, создан Стивеном Содербергом


Indiewire

Главный человек ~~(любого)~~десятилетия как минимум по части продуктивности Стивен Содерберг в 2014-м пришел на малые экраны (полноценно, «Идеальные преступления» в 90-х не в счет) и показал, что и сериалы он делает так, что коллегам по цеху впору задуматься об оплате услуг киллера.

По крайней мере, в области медицинских драм ничего подобного не было ни до, ни после. Два безупречных сезона (точку Содерберг тоже умеет поставить именно тогда, когда нужно) о враче-морфинисте Джоне Тэкери (Клайв Оуэн играет роль жизни) как старую кожу сбрасывают с жанра обязательный фокус на противостояние «личное-рабочее», превращаясь в идеальное высказывание о том, как трудно жить в эпоху перемен. Вечная зацикленность Содерберга на вопросах профессионализма здесь как никогда кстати: призвание — это всегда война, с самим собой, с равнодушным миром и никто не выйдет отсюда живым.


Игра престолов / Game of Thrones
2011–2019, создан Дэвидом Беньоффом и Дэном Вайсом


News.Sky

Эпический сериал, основанный на книгах Джорджа Р.Р. Мартина, заставил молодежь и взрослых по всему миру поддаться истории борьбы за железный трон (получивший в итоге более трехсот наград и номинаций, в том числе SAG, AFI, Golden Globe и Emmy, последнее в количестве 47 штук). Многие критики считают «Игру престолов» лучшим сериалом за всю историю телевидения, который смел со своего пути и «Друзей», и «Остаться в живых».

Благодаря трансляции последнего сезона «Игра престолов» побила множество телевизионных рекордов. Одним из самых ожидаемых эпизодов для всей аудитории стала третья серия The Long Night, которая потребовала 55 съемочных дней, 750 человек для создания и стала самой длинной главой саги (1 час и 22 минуты). «ИП» сегодня является самым популярным поисковым запросом в интернете с более чем 1 290 000 000 упоминаний.

От сериала невозможно было скрыться: он заполонил все социальные сети, улицы, и разговоры в обеденных перерывах, эмоционально бросая своих зрителей из безумной любви в лютую ненависть. Его феномен не возник на ровном месте, это сочетание множества факторов: от сюжетных твистов до детально продуманной маркетинговой кампании. Чтобы перечислить все темы, которые затрагивает эта история, нужно пару раз набрать в грудь воздуха, — тут и любовь, и семья, и страсть к власти, и политические конфликты, и мистицизм, оккультизм, социальные проблемы и так далее (задохнулись).

Успех «Игры престолов» окончательно доказал, что фэнтези уже давно выросло из обычного развлекательного чтива. И если вы намеренно пытались отгородиться от притягательного мира, созданного Джорджом Мартином, то лишили себя возможности стать частью эпохального отрезка на телевидении, раз и навсегда изменившего многосерийные экранизации.


Маньяк / Maniac
2018, создан Кэри Фукунагой


USAToday

«Гипотеза: все души стремятся соединиться с родственными душами. Сопутствующее: наш разум не в курсе этого стремления».

Все, что я думаю о сериале, было подробно написано в этой рецензии.


Ганнибал / Hannibal.
2013–2015, создан Брайаном Фуллером


NBC

«Ганнибал» — не только пример удачной авторской адаптации (а шансы на провал в случае с общепризнанной классикой всегда велики), но и просто отлично написанное и снятое самостоятельное шоу. Ганнибал Энтони Хопкинса балансирует на грани безумия, а Ганнибал Мадса Миккельсена отпускает каннибалистические панчи а-ля It's nice to have an old friend for dinner.

Несмотря на то, что основой сюжета являются неоднозначные отношения между Ганнибалом и Уиллом Грэмом, Брайану Фуллеру удается избежать а) квирбейтинга, которым грешили многие популярные сериалы; б) превращения женских персонажей в подставки для кофе (Алана, Марго, Беделия интересны сами по себе). Даже в период безусловного процветания стриминга и тонн контента на любой вкус и кинк, непонятно, как NBC решились выпустить на ТВ сериал, в котором буднично произносится фраза «Ваш социальный работник сейчас внутри этой лошади?».

Классический во всех смыслах саундтрек (не будем забывать, что легендарная Сьюзи Сью после восьмилетнего перерыва в карьере вернулась к музыке, чтобы записать для сериала финальную песню); половина бюджета наверняка была потрачена на клетчатые костюмы Ганнибала; консультантка шоу по вопросам еды даже вела целый блог о том, как заставить запеченную человеческую ногу аппетитно выглядеть в кадре. Каннибализм никогда не выглядел так хорошо.


Корона / The Crown
2016–..., создан Питером Морганом


Netflix

Полный метр «Королева» о Елизавете II и пьеса «Аудиенция» открыли сценаристу Питеру Моргану двери в Букингемский дворец. Так получилась «Корона» — главный шедевр и самый дорогой сериал платформы Netflix, каждый эпизод которого стоит примерно $7 миллионов.

Сериал начинается со свадьбы будущей королевы Елизаветы с Филипом Маунтбеттеном и по третий сезон включительно охватывает 25 лет правления. Все понимали, что за закрытыми дверями дворца разыгрывались нешуточные страсти, но «Корона» преподнесла их в увлекательном и достоверном ключе. Когда вышел первый сезон, 5 миллионов зрителей в день гуглили имя британского монарха — даже свадьба принца Гарри не вызвала такой ажиотаж.

Сериал «Корона» не прислуживает монархии, действует открыто, проливая свет на скандалы, кризисы, трагедии и несвоевременные реакции на них со стороны двора. В исторической перспективе шоу «породит» огромное количество сочувствующих судьбам принцессы Маргарет, родной сестры королевы, и принца Чарльза, которого не воспринимали в качестве будущего монарха как в юности, так и сейчас.

Пока королеву сыграли две актрисы удивительного таланта — Клэр Фой и Оливия Колман, — но если сериал продлят на 6 сезонов, как задумывалось, то мы точно увидим музу Питера Моргана — Хелен Миррен. Кстати, у Виндзоров есть аккаунт на Netflix, и сама Королева назвала сериал отличным.


Во все тяжкие / Breaking Bad.
2008–2013, создан Винсом Гиллиганом


Storge.pic

В мире существовало только два сериала, которые были идеальны, с какой стороны не посмотри — это «Прослушка» и «Клан Сопрано». В 2008 году ТВ-мир потряс «Во все тяжкие».

История бывшего учителя химии, у которого диагностировали рак и который стал впоследствии королем meth-мира со своим подельником Джесси Пинкманом, полюбилась миллионам людей по всему миру. Он стал настолько культовым, что начали открываться одноименные магазины, детей стали называть Хайзенбергами — да что там, даже Барак Обама на Хэллоуин пришел в костюме Густава Фринга. А уж о дружбе, родившейся на съемках между Аароном Полом и Брайаном Крэнстоном, и нечего говорить.

Пять сезонов, продуманных до мелочей, каждая серия уникальна. А главное, концовка — то, что хромает у большинства сериалов — была прекрасной. Ну, и давайте еще раз: «Я делал это для себя. Мне это нравилось. У меня хорошо получалось. И я жил, по-настоящему жил».


Любовники / The Affair
2014-2019, создан Хагаем Леви и Сарой Трим


Showtime

Сложно было понять, что делает этот сериал таким необычным и соблазнительным, что за ингредиенты подсунули нам создатели этого эмоционального зелья. Но на самом деле все просто.

«Любовники» — особенная вещь. В этом сериале — вся жизнь, с ее улыбками и слезами, страстями, горем, интригами. Сочетание сложных персонажей, которые рассказывают нам историю со своей точки зрения, диалогов, доводящих до дрожи в теле, и грамотных детективных линий породило лучшую драму на телевидении. Каждый герой живет яркой и сложной жизнью — такой же, как и мы. За это отдельное спасибо главной четверке актеров, для которых это однозначно лучшие перформансы в карьере.


Оставленные / The Leftovers
2014-2017, создан Деймоном Линделофом и Томом Перроттой


IMDB

Когда разговор заходит об индустрии сериалов в 2010-х, обычно вспоминают всемирный феномен «Игры престолов», культовый статус «Настоящего детектива», приход стриминговых сервисов и, внезапно, смелость и честность «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж. А еще часто говорят, что грань между кино и ТВ наконец-то стерта. Возможно, так и есть, но если это и произошло, то не из-за огромных бюджетов и громких имен, а из-за появления сериальных авторов, которых наконец-то перестали ограничивать зрительскими рейтингами и требованием угодить всем и сразу.

Они и раньше были — на кабельных каналах — но за последнее десятилетие окончательно прибрали креативный контроль к своим рукам. Таких авторов действительно много, начиная с той же Уоллер-Бридж или Сэма Эсмейла и заканчивая самим Дэвидом Линчем. Но Дэймон Линделоф, который как раз пострадал от прежнего статуса шоураннера из-за финала «Остаться в живых», заслуживает отдельного упоминания.

Великими сериалами не рождаются, а заканчиваются — финальный сезон «Игры престолов» доказал, что в длинном забеге все равно запомнят твое постыдное падение перед финишной чертой, а не постоянное лидерство и уверенный темп. Тем и хороши «Оставленные» — сериал незаметно пришел на ТВ в статусе очередной истории с глобальной загадкой от Дэймона Линделофа, а ушел...почти так же незаметно, но с армией фанатов и удивительной градацией средней оценки на Metacritic (65 у первого сезона, 80 у второго и 98 у третьего). Когда дело дошло до подведения итогов десятилетия, выяснилось, что это идеальный кандидат на звание лучшего сериала.

«Оставленные» — история о том, как люди переживают массовое исчезновение 2% населения планеты — задают много вопросов, но не чувствуют себя обязанными перед зрителем отвечать ни на один из них. Это грандиозное исследование веры в период, когда весь мир не понимает, как жить дальше, и религиозная драма, в которой даже самые явные библейские отсылки не торчат как палец, а органично встроены в нарратив. «Оставленные» с каждым эпизодом брали новую сценарную высоту, но все равно умудрились прыгнуть выше головы в финале, потому что так и поступают непризнанные гении — тихо вершат революции, а напоследок громко хлопают дверью, разделяя историю на «до» и «после».


Фарго / Fargo
2014-..., создан Ноем Хоули


Mprnews

В «Фарго» создан настолько органичный и в то же время абсурдный мир, что весь ряд трагических случайностей в захолустных городках воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Всем американским субурбиям — то ли по злой иронии, то ли по божественному провидению — суждено быть эпицентрами непрерывного круга лжи и убийств.

И неважно, какой на дворе год: 1979, 2006 или 2010 — фрики, скромные семьянины и бандиты найдут, чем себя занять. «Фарго» из раза в раз самым безумным и увлекательным способом удается рассказать историю о том, что дерьмо случается. И чаще всего это дерьмо невероятно веселое.


Конь БоДжек / BoJack Horseman
2014-2020, создан Рафаэлем Боб-Ваксбергом


The Verge

Мало кто думал, что сериал об антропоморфных животных — на вид очередная хулиганская комедия, коими переполнен Adult Swim — окажется одним из самых проникновенных и душераздирающих шоу десятилетия.

«Конь БоДжек» — это трагикомедия о забытой звезде ситкомов, и сериал, который работает на каком-то недостижимом мета-уровне. Он и сам строится как ситком: эпизоды и целые сезоны здесь неизменно (до какого-то, по крайней мере, момента) возвращают герою статус-кво, будто он сам живет в ситуационной комедии, где, как известно, персонажи к концу серий всегда возвращаются на исходную точку. Но если там это нужно, чтобы не потерять опору для шуток и однотипных гэгов, «Конь БоДжек» превращает ситкомовские штампы в способ показать глубокое отчаяние человека (простите, коня), неспособного выбраться из деструктивного круговорота самокопаний и агрессии ко всем окружающим.

Совсем скоро, к слову, выйдет вторая половина шестого, последнего сезона сериала, в котором герою — вставшему, казалось бы, на правильный путь — кажется, придется страдать еще больше, чем прежде. А нам — вместе с ним.