Joe Le Taxi: 10 крутых и необычных таксистов в кино
22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками и предназначенные для того, чтобы оперативно доставлять людей из пункта А в пункт Б (попутно, конечно, можно было зацепить еще пару точек). С тех пор 22-го числа первого весеннего месяца таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день таксиста.
Вместе с Яндекс.Такси мы решили составить топ-10 крутых, опасных, смешных и интересных таксистов в кино, которых мы любим за их стиль, харизму и чувство юмора.
Таксист / Taxi Driver
реж. Мартин Скорсезе
Фото / Indie Wire
Какой фильм про такси первым приходит вам в голову? Готовы поспорить, что это «Таксист» — шедевр Скорсезе об одиноком ветеране войны Трэвисе Бикле. Рассекая пыльный Нью-Йорк под светом тусклых фонарей, его машина плавно пролетает мимо небоскребов, высаживая непутевых пассажиров в пунктах их назначения.
Трэвис, сопротивляясь ужасу внутри себя, пытается жить жизнью нормального человека: влюбляется, идет на контакт с людьми — в общем, делает все, чтобы не чувствовать одиночество. Однако весь ад мегаполиса с его малолетними проститутками, сумасшедшими пассажирами и разрушившимися надеждами подталкивает парня на борьбу с грязью, в которую погружен Нью-Йорк. Anyway, are you talkin' to me?
Такси / Taxi
реж. Джафар Панахи
Фото / The Frame
Изобретательный иранский режиссер Джафар Панахи плевал на десятилетний запрет снимать кино. Два предыдущих фильма он сделал, не выходя из дома, а на третий раз сел в машину с видеорегистратором, чтобы показать зрителю будничный Тегеран без прикрас. Став таксистом поневоле, Панахи сплетает в единое полотно десятки разных судеб, ведь к нему в машину садятся члены семьи, знакомые актрисы, случайные пассажиры — и у каждого есть своя история. По объективным причинам режиссер был ограничен в выразительных средствах, но это не помешало ему сделать одну из лучших картин в карьере.
Судьба фильма завораживает не меньше, чем пронзительные рассказы пассажиров. Режиссер записал картину на флешку, засунул в торт и отправил таким образом на Берлинский кинофестиваль. Шалость удалась: фильм благополучно добрался до смотра и завоевал главный приз — «Золотого медведя».
Однажды ночью / The Night Of
реж. Стивен Зеллиан, Джеймс Марш
Фото / HBO
«Однажды ночью» — ремейк британского сериала «Уголовное правосудие» 2008 года, который ничуть не уступает оригиналу. Главный герой, стеснительный юноша-пакистанец Насир «Наз» Хан (блистательная роль Риза Ахмеда), как и Панахи, становится таксистом случайно: он берет соответствующую машину отца, чтобы добраться до вечеринки, и по пути подбирает девушку по имени Андреа. После бурной ночи с пылкой барышней он просыпается и обнаруживает рядом ее труп. Так one night stand история превращается в напряженную судебную драму.
В этом сериале вы не найдете черного тв-пластика вроде рек крови или хмурых гениальных сыщиков, которыми так любят щеголять подобные сюжеты. Здесь все тоньше и при этом жестче: перед нами мрачная сторона Америки с ее беспощадной системой правосудия и сжирающим душу страхом перед холодными дверьми тюрем.
Лавстори
реж. Петр Тодоровский
Фото / Надежда Вознесенская
Сева, актер-неудачник, подрабатывающий таксистом, принимает странный заказ: нужно на лимузине доехать до Сочи. На месте выясняется, что клиент — а точнее, клиентка — его первая любовь, Маша. Девушка за двенадцать лет, что они не виделись, превратилась в настоящую мечту идиота, из Севы же как будто вынули батарейки. Неловкость встречи усугубляет еще и тот факт, что едет Маша на собственную свадьбу с богатым бизнесменом категории 40+.
Полнометражный дебют Петра Тодоровского, сына Валерия Тодоровского, так и не вышел в полноценный российский прокат — после премьеры на фестивале «Окно в Европу» фильм как будто канул в лету. Жаль, ведь это отличный ромком, каких у нас пока что мало: в нем много солнца, дурашливых шуток, трогательных глупостей и большой любви. Неизбежный как смерть Петров наконец-то выплывает за буйки привычного героического образа и крутит руль с неповторимым лузерским обаянием.
Такси-блюз
реж. Павел Лунгин
Фото / Afisha.ru
Трудно поверить, что этот маленький шедевр о невозможной дружбе, покоривший Каннский кинофестиваль, был всего лишь дебютным фильмом Павла Лунгина. Иван — водитель такси и обычный работяга советской закалки. Алексей — его полная противоположность: спивающийся джазмен и безответственный транжира, планирующий кинуть Ивана на деньги.
Жизнь сведет их вместе, чтобы разлучить на одно американское турне, после которого Алексей вернется знаменитым. На рубеже эпох, за несколько лет до развала СССР, Лунгин сумел показать всю любовь и ненависть между Россией советской, скучающей по коммунизму, и новой, рвущейся в неизвестные 90-е.
Ночь на Земле / Night on Earth
реж. Джим Джармуш
Фото / Watershed
«Ночь на земле» Джима Джармуша состоит из пяти новелл, связанных одной темой — поездками на такси по ночному городу. Городов тоже пять: Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки. В каждом из них разворачивается своя поэтичная история о мимолетной связи пассажиров с водителями такси. В этом фильме времени словно не существует. Есть только ночь, люди и волшебство неповторимого момента.
Погрузиться в атмосферу ночного путешествия помогает завораживающий саундтрек Тома Уэйтса, напоминающий тиканье часов. В числе тех, кто оказался в кабине автомобиля — юная Вайнона Райдер, неунывающий Роберто Бениньи и Джанкарло Эспозито. Вместе с остальными, в основном малоизвестными актерами, они воплощают на экране образы маргиналов, которых объединяет одно — полная свобода. И эта свобода не может не вдохновлять.
Пятый элемент / The Fifth Element
реж. Люк Бессон
Фото / Science Fiction Archives
Если верить знаменитому фильму Люка Бессона, то даже в далеком будущем работа таксиста будет как никогда актуальна. Даже летая в небе, машины будут нуждаться в умелом водителе, который сможет перевозить своих пассажиров из одной небесной точки в другую.
Корбен Даллас (Брюс Уиллис) на первый взгляд — самый обычный таксист: уставший, немного помятый, но все же неприлично обаятельный. Инопланетянка Лилу (Мила Йовович) решает ему довериться, и Корбен неожиданно дарит ей ощущение полной защищенности. Его военная подготовка и умение одной левой уложить парочку жутких монстров с враждебной планеты выглядит как приятный бонус к и без того отличному набору личных качеств.
Три тополя на Плющихе
реж. Татьяна Лиознова
Кадр из фильма
«Три тополя на Плющихе» — фильм-путешествие в залитую июньским солнцем Москву 60-х годов, где замужняя женщина и мать двоих детей Нюра (Татьяна Доронина) садится в такси к интеллигентному водителю Саше (Олег Ефремов), и жизнь обоих меняется навсегда. Сейчас бы этот невероятный фильм с его светлой печалью, с тонко выписанным женским образом (еще и снятый женщиной) наверняка собирал бы награды по всему миру огромными пачками.
К слову, автомобиль, в котором таксист Саша вез Нюру — знаменитая мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, которая снималась во многих фильмах: это и «Бриллиантовая рука» и одна из «волг» Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля», и машина из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова.
Соучастник / Collateral
реж. Майкл Манн
Фото / Cinephilia & Beyond
Майкл Манн, мастер жанрового кино в целом и лос-анджелесского неонуара в частности, в 2004 году поставил триллер «Соучастник», чье действие почти полностью замыкается вокруг (и внутри) одного такси. Его главный герой, водитель с лицом Джейми Фокса, однажды подбирает обаятельного социопата-киллера Винсента (одна из лучших ролей Тома Круза) и против собственной воли отправляется с ним по кровавой тропе заказных убийств.
Дальше — хуже. Заказы идут не по плану, трупы падают не туда, куда надо, полиция сидит на хвосте, а главный герой начинает подвергать сомнению жизненный выбор и пути, которые привели его в «здесь и сейчас». Как водится, глубоко спрятанные раны вылезут наружу, висящие на стенах ружья обязательно выстрелят — какие метафорически, какие в самом прямом смысле. А ведь начиналось все как совершенно обыкновенная ночь.
Такси, прицеп и коррида / Taxi, roulotte et corrida
dir. André Hunebelle
Кадр из фильма
Название фильма, в принципе, говорит о нем все, что нужно. Тон всей комнате задает такси — Луи де Фюнес в роли ловкого и слегка безумного водителя рассказывает историю своей жизни испуганному пассажиру. После в дело вступает прицеп, на котором персонаж Луи везет свою семью отдыхать в Италию; на таможне ему подкладывает в карман алмаз очаровательная блондинка-аферистка. И разве что коррида тут не та коррида, о которой вы могли подумать, а название ночного клуба, где происходят уморительные бандитские разборки.
Андре Юнебель, режиссер, подаривший нам серию фильмов про «Фантомаса», позже снимет более серьезного «Господина Такси», но здесь он развлекается на всю катушку. «Такси, прицеп и коррида», конечно, держится в основном на фантастической мимике де Фюнеса, но и придумана картина не без блеска — один скетч со «смеющейся коровой» чего стоит.