Что смотреть в месяц Прайда: Выбор «Открытых»

Июнь во всем мире считается месяцем Прайда и поддержки прав ЛГБТК+ сообщества. На старте лета издания пишут статьи о проблемах и достижениях комьюнити, бренды выпускают тематические коллекции, а селебрити записывают видео с вдохновляющими словами.

Мы попросили редакторок главного российского журнала о квир-культуре «Открытые» Анну Филиппову и Марию Лацинскую посоветовать пять фильмов, которые обязательно нужно посмотреть/пересмотреть, если вы хотите лучше понять, с чем вынуждены сталкиваться представителям ЛГБТК+ сообщества.

Также мы советуем вам подписаться на классный подкаст Маши, Ани и ее коллеги Кати «Давай съезжаться», и почитать нашу подборку выдающихся квир-фильмов последних двух лет.


Часы / The Hours
Реж. Стивен Долдри, в главных ролях: Джулианна Мур, Мэрил Стрип, Эд Харрис, Миранда Ричардсон, Клэр Дэйнс

Неспешная и красивая экранизация романа «Часы» Майкла Каннингема — фильм хоть и не новый, но эмоциями и смыслами он будет актуален еще долго. По крайней мере, столько, сколько люди будут задумываться о лучших моментах прошлого и предчувствовать смерть.

Кино перемещает зрителя между тремя эпохами и судьбами трех разных женщин (блистательное трио Николь Кидман, Джулианны Мур и Мэрил Стрип) — все они в большей или меньшей степени связаны с романом «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф.

Работа великой британской писательницы выбрана не случайно — не только из-за Танатоса, который в центре сюжета (если сюжет как таковой вообще есть в потоке сознания), но и, конечно, Эроса. В том числе гомосексуального характера. Но, как и в романе Вулф, в «Часах» тема таких отношений не стоит на первом плане, а только проходит через весь фильм.

«Часы» — тот редкий случай, когда фильм не хуже книги. Идеальное кино, чтобы задуматься о жизни, смерти и тонкой грани между ними.

Мария Лацинская


Связь / Bound
Реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски, в главных ролях: Дженнифер Тилли, Джина Гершон, Джо Пантольяно, Джон П. Райан, Кристофер Мелони

Во времена, когда картину про лесбиянок можно было снять, только замаскировав ее под нуар, Вачовски сняли такой нуар, который квир-гейзом (а тогда и понятия такого не было) может заткнуть за пояс любой современный фильм. Гангстерский сюжет, вокруг которого развивается лесбийская любовная история, в принципе самодостаточен, однако все внимание все равно приковано к Дженнифер Тилли и Джине Гершон.

Потрясающая по эстетичности эротическая сцена (где есть close-up на губы героинь: для него пришлось приобрести отдельную камеры за $10 000) — ради нее одной уже стоило бы смотреть фильм. У Тилли с Гершон случилась удивительная химия, и странно представить, что сначала они должны были играть роли друг друга (а потом поменялись местами) — настолько Гершон убедительна в роли маскулинной преступницы Корки, а Тилли — как femme fatale Вайолет. «Связь» — это разгон перед грядущим безусловным шедевром, «Матрицей», и многие визуальные приемы были обкатаны Вачовски именно на этом фильме.

Анна Филиппова


Молитвы за Бобби / Prayers for Bobby
Реж. Рассел Малкэй, в главных ролях: Сигурни Уивер, Генри Черни, Райан Келли
Дэн Уэллс, Остин Николс

Классический фильм, который почему-то стали забывать. Это накаленная докудрама, которую в 2009 году в США сразу показали по телевизору, миновав кинопрокат. Сюжет прост: консервативная и религиозная мать (Сигурни Уивер) доводит своего гомосексуального сына (Райан Келли) до депрессии, а потом и до самоубийства. Знак равенства между ее поведением и смертью сына тут не ставится, но то, что вела она себя некорректно, подразумевается. Ее никто не винит, зато она сама себя заживо съесть готова.

Почти в библейском порыве она кается и встает на путь исправления: не только прощает сына и себя, но и становится активисткой движения PELAG (движение родителей гомосексуальных детей) и даже выступает против церкви: мол, перестаньте убивать наших детей, — своими проповедями или нашими руками.

Анна Филиппова


Тельма и Луиза / Thelma & Louise
Реж. Ридли Скотт, в главных ролях: Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен

Сьюзен Сарандон и Джина Дэвис — одна из самых красивых (неслучившихся) пар киноэкрана. В фильме нет ни одного гомосексуального поцелуя и даже намека на таковой (если уж на то пошло, эротической кульминацией стало появление молодого Брэда Питта с оголенным торсом), однако считать его квирным есть все основания: настолько осязаемый вайб sister love там присутствует.

Дело, конечно, не в эросе, а в том, что «Тельма и Луиза» — это escape movie о спасении двух женщин, пусть и таком радикальном (практически дзюнси — японское ритуальное самоубийство вдвоем). Они сбегают из дома, где небезопасно находиться, из жизни, где нет надежды на лучшее, из бара, где им грозит физическое насилие. У этого побега нет логичного завершения, потому что из ада сбежать нельзя. «Тельма и Луиза» — яркая метафора о положении и самоощущении женщин в современном мироустройстве. Фильм, у которого мог быть только один конец — плохой.

Анна Филиппова


Харви Милк / Milk
Реж. Гас Ван Сент, в главных ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Джеймс Франко, Виктор Гарбер, Дэнис О’Хэр

Продюсер фильма Брюс Коэн рассказывал, что когда они с режиссером Гасом Ван Сентом отправились на поиск локаций для съемок, то привлекли внимание толпы подростков, которые узнали киношников. Те подошли и спросили, что за фильм они снимают? «Фильм о Харви Милке». «Харви Милке?» Ирония заключалась в том, что в этот момент Ван Сент и группа находились на площади Харви Милка в Сан-Франциско. Проходящие мимо подростки даже не подозревали о том, кто это. У Коэна и Ван Сента появился еще один резон снимать фильм.

2008-2009 годы стали переломными для ЛГБТ-движения: реакционные силы стали сопротивляться с двойным упорством и пролоббировали ряд гомофобных поправок. В какой-то степени «Харви Милк» (главную роль сыграл Шон Пенн) стал фильмом-манифестом: да, отвоеванное можно потерять, но именно поэтому нельзя останавливаться ни на час и бороться всегда, каждый день, всю оставшуюся жизнь. Победа никогда не бывает окончательной, и Милк, отдавший жизнь за то, чтобы стать первым открытым геем-политиком в США, знал об этом как никто другой.

Анна Филиппова