«Солнцестояние»: Лето — это маленькая смерть
Солнцестояние / Midsommar
Режиссер: Ари Астер
В главных ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер
Дата премьеры в РФ: 18 июля 2019 года
Дэни (Флоренс Пью), недавно пережившая страшную гибель всей семьи, пытается наладить отношения со своим бойфрендом Кристианом (Джек Рейнор), который уже порядком устал от постоянной депрессии и неврозов подруги. Парень планирует поездку в регион Швеции Хорге, родины одного из их приятелей, Пелле (Вильхельм Бломгрен).
В этой живописной деревушке живет коммуна современных язычников, которая в честь летнего солнцестояния устраивает девятидневные гуляния каждые 90 лет. Терзаемый чувством вины перед Дэни, Кристиан приглашает ее присоединиться, надеясь, что путешествие взбодрит девушку. Но друзья даже не подозревают, какое зло таится в этих улыбающихся хиппи, наряженных в белые одежды.
Второй фильм Ари Астера после нашумевшей в 2018 году «Реинкарнации» все ждали с нетерпением. И надо сказать, не зря: новый проект режиссера вышел гораздо более амбициозным, смелым и страшным. На этот раз все действие происходит не в темноте и замкнутых пространствах, как в мрачном дебюте, а при ярком дневном свете и на открытых площадках. Казалось бы, чем тут можно напугать? Но Астер виртуозно работает с образами, музыкой и самой историей, превращая «Солнцестояние» в настоящее одеяло страха, которое накрывает зрителя с головой все два с половиной часа.
Фото / IMDB
Совместно со своим постоянным оператором Павлом Погожельским режиссер создает ослепительную картину языческого праздника, ритуалы и обряды которого ужасают приезжих. Астер как будто издевается над публикой: он резко меняет тон повествования, ломает четвертую стену в неожиданных местах, и, всячески запутывая, стирает грань между галлюцинациями и реальностью. Тяжело дышащий зритель, учащенное сердцебиение которого слышно даже в соседней стране, скорее всего, закроет глаза на самых отвратительных моментах и, возможно, будет бормотать себе под нос, чтобы это поскорее кончилось (втайне надеясь, что это не кончится никогда).
Важную роль в сюжете играют отношения главных героев с чужой культурой. Гости, приехавшие из Америки, Лондона и других мест знакомятся с местными традициями, и, что называется, выпадают в осадок. Как говорит один из героев фильма: «Да, меня это шокировало. Но это просто другая культура. Для нас норма сдавать стариков в дома престарелых, а шведы посчитали бы это дикостью».
Фото / IMDB
Однако лейтмотив фильма — переживания главной героини, ее личное горе и сложные человеческие взаимоотношения. Несчастная девушка (мощнейшая роль Флоренс Пью), боясь остаться одной, отчаянно цепляется за уже изживший себя роман. Ее бойфренд никак не способствует налаживанию контакта, к тому же, на празднике некая рыжеволосая красотка постоянно с ним заигрывает. К этому моменту уже начинаешь кое-что понимать, но Астер не спешит подводить зрителя к ужасающему финалу. Он методично расковыривает раны — у кого-то зажившие, у кого-то совсем свежие — не давая никому уйти из зала целым.
Фото / IMDB
Ари Астер — один из немногих, кто показывает, что ужас — не во всяких там привидениях, водяных, оборотнях и прочих. Ужас — в нас самих, монстры — это мы, это наши страхи, которыми мы питаемся (неосознанно), причиняя боль себе и другим (неосознанно) и потом ругаем себя за это. Но как бы то ни было, Skål!