Берлинале-2019: дневник 12 февраля
Фестиваль уверенно перешел экватор: хороших картин по-прежнему немного, но они есть. В сегодняшнем выпуске дневника — первый «забуканный» прессой фильм, бодрый боевик про неаполитанскую мафию, увлекательное исследование человеческой дикости под музыку Мики Ливай, байопик об израильском мигранте и занудная драма с Тильдой Суинтон и ее дочерью.
Synonymes / Синонимы
Competition, реж. Надав Лапид, в ролях: Кантен Дольмер, Louise Chevillotte, Джон Сехил, Крис Застера
Израильский режиссер Надав Лапид, снявший драму «Воспитательница», привез на Берлинале практически автобиографическую историю о молодом мигранте Йоаве, который пытается прижиться во Франции. В первый же день Йоав попадает впросак — кто-то крадет у него одежду, пока он моется в душе. Дальше — больше: голый израильский мигрант вынужден бегаеть по морозу и стучаться во все соседские двери. К счастью, его крик о помощи не остался без ответа. Молодая пара, живущая неподалеку, не только дает Йоаву теплую одежду, но и помогает разобраться с непростой французской грамматикой.
«Синонимы» Надава Лапида работают сразу в двух направлениях: это одновременно остросоциальная драма о проблемах миграции и трагикомедия о наивном еврейском юноше, который пытается вписаться в буржуазное европейское общество. Фильм, как ни странно, вполне успешно играет на всех полях, развлекая зрителя и давая множество пищи для размышления. Смотреть на такое в контексте унылой конкурсной программы — настоящее удовольствие.
Я была дома, но... / I Was at Home, but... / Ich war zuhause, aber...
Competition, реж. Ангела Шанелек, в ролях: Марен Эггерт, Франц Роговски, Алан Уильямс, Дэвид Штрисов, Лилит Штангенберг
13-летний Филлип возвращается домой после недельного отсутствия. Его мать Астрид и учителя подозревают, что побег связан с недавней потерей отца. Астрид — та еще истеричка, измотанная проблемами на всех фронтах; она постоянно срывается на детях. Но Филлип и его маленькая сестра не отворачиваются от женщины.
Будем честны с самого начала: это был первый фильм Берлинале-2019, который пресса хоть и лениво, но «забукала». Нет, в I Was at Home, but... есть талантливо сделанные моменты, смешные шутки и забавные нелепости. Но несколько сюжетных линий, появляющиеся из ниоткуда и уходящих в никуда, абсолютно сбивают с толку. Раздражающие длинные планы, призванные, видимо, давать зрителю время подумать, могут вызвать только одну мысль: как же приятно было бы дремать не в кресле кинотеатра, а в теплой кроватке.
Пираньи Неаполя / Piranhas / La paranza dei bambini
Competition, реж. Клаудио Джованьези, в ролях: Франческо ди Наполи, Вивьяна Апреа
Необыкновенной красоты светлая церковь. Шестеро мальчишек спрыгивают со скутеров и сваливают огромную новогоднюю елку. Другая банда с криками «Это наше дерево!!» пытается им помешать. Примерно так и выглядит Неаполь: постоянно враждующие между собой группировки мужчин в возрасте от 10 до бесконечности. Недавно власть в городе захватила новая ветка мафии, и все страдают, поскольку от жестокости спастись тяжело, а «налог на безопасность», который собирают вышибалы, не каждому по карману. Юный Николя вместе со своей бандой поступает на службу к главным мафиози — чтобы освободить мать от налога и обеспечить братанов последними «найками». В процессе он решает, что власть на районе надо брать в свои руки.
Главные роли в фильме исполнили непрофессиональные актеры, живущие, собственно, в том самом районе Неаполя. 15-летние (а то и младше) дети, нюхающие кокаин и тратящие десятки тысяч евро на бухло и проституток — это, конечно, сильно. Но уже к 20-й минуте от бухла устаешь, а проституток на самом деле не так много. Ну что мы, стрелялок «брат за брата» ни разу не видели? Единственный интригующий момент фильма: главный герой сначала бреет ноги, а потом делает себе макияж. Но нет, все оказывается не так радужно, как уже успел вообразить уставший зритель.
Обезьяны / Monos
Panorama, реж. Алехандро Ландес, в ролях: Джулианн Николсон, Мойзес Ариас, София Буэнавентура
Восемь подростков с прозвищами вместо имен находятся в лагере на обрыве где-то в джунглях. Подростки подчиняются некой Организации и называются Monos, постоянно носят на себе оружие и делают ОФП, строй — военный. У отряда есть ̶ ̶д̶в̶а̶ ̶с̶т̶у̶л̶а̶ две важных задачи: беречь корову по имени Шакира и американскую пленницу по имени Доктора. Разумеется, в какой-то момент все идет очень сильно не туда™, и группе, спасаясь от атаки, приходится уходить вглубь джунглей.
Фильм, где корову зовут Шакира, по определению не может быть плохим. Monos — такое безумие в бутылке, путешествие в сердце человеческой дикости: чем дальше в лес, тем дальше в лес. Это очередное (и успешное) размышление о том, как быстро изолированное от «большого мира» общество может сойти с ума и начать пожирать себя изнутри. Саундтрек от Мики Ливай (которая был ответственна, например, за музыку в «Побудь в моей шкуре») идеально сливается с тревожным фоном: шумом вертолета, криками птиц, выстрелами. Отдельно хочется сказать о красоте финального кадра, который когда-то обязательно должен попасть в твиттер-аккаунт One Perfect Shot.
О, прекрасная ночь / O Beautiful Night
Panorama, реж. Ксавер Бём, в ролях: Ноа Сааведра, Марко Мандич, Ванесса Лойбл
Меланхоличный юноша с прекрасными кудрями мучается от странных ночных кошмаров — и неспроста. Смерть в образе загадочного мужчины с восточноевропейским акцентом уже открыла на него охоту. В ночи эти двое встречают друг друга, чтобы вместе отправится в сюрреалистичный трип: они скитаются по закрытым ночным клубам, играют в русскую рулетку, безостановочно беседуя за жизнь. В какой-то момент к ним присоединятся девушка, в которую наш герой, по канонам сюжета, влюбляется.
Полнометражный дебют немецкого режиссера Ксавьера Бёма — это увлекательное путешествие в мир ночных неоновых огней, которое дает зрителям Берлинале то, в чем они так отчаянно нуждаются — хлеба и зрелищ. Хлесткие, остроумные диалоги и яркие, запоминающиеся персонажи — вот из чего соткана эта картина. Местами Бём пробует себя в качестве визионера, создавая абстрактные образы в мерцающей темноте и заставляя фантазию аудитории активно работать.
The Souvenir / Сувенир
Panorama, реж. Джоанна Хогг, в ролях: Тильда Суинтон, Том Бёрк, Ричард Айоади, Онор Суинтон-Бирн
80-е годы. Студентка кинематографического факультета Джули знакомится на вечеринке с загадочным мужчиной по имени Энтони, с которым у нее начинаются странные и болезненные отношения. По хожу сюжета у Энтони выявляется полное комбо «плохого парня» — альфонс, обманщик, наркоман. Однако Джули не собирается так просто сдаваться: превозмогая всевозможные душевные страдания, она будет биться за свою любовь до самого конца, и, естественно, проиграет.
После премьеры на «Сандэнсе» новому фильму Джоанны Хогг начали прочить судьбу хитов «Прочь» и «Зови меня своим именем». О том, что «Сувенир» еще неоднократно даст о себе знать, стало понятно после того, как картину приобрела независимая киностудия А24. Кроме того, уже началась разработка сиквела с Робертом Паттинсоном в главных ролях. И все же, «Сувенир» ни на йоту не оправдывает возложенные на него ожидания. Если вы ждете чувственную историю о первой любви, вы проиграете. Если вы ждете суровую драму о борьбе с опасной зависимостью, вы проиграете. Если вы ждете запоминающийся актерский перфоманс Тильды Суинтон, вы тоже проиграете. Чего же ждать от этой картины? Претенциозности, занудности и напыщенных вздохов.
Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!
В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.