Берлинале-2018: Дневник 19 февраля

В понедельник секция Competition наконец-то начала набирать обороты: нам удалось посмотреть сразу пять неплохих фильмов. Картина о массовом расстреле на острове Утойя, три дня с Роми Шнайдер, семь дней с террористами Даниэлем Брюлем и Розамунд Пайк, новый фильм Седрика Кана и четырехчасовой черно-белый мюзикл от Лава Диаса.


Утойя 22 июля / U – July 22 / Utøya 22. juli
Competition, реж. Эрик Поппе, в ролях: Андреа Бернтцен, Александр Холмен, Бреде Фирштад

Сегодня с утра посмотрели еще один фильм основной программы — норвежскую драму Utøja 22. juli про массовый расстрел на острове Утойя, совершенный в 2011 году экстремистом Андреасом Брейвиком (чье имя в фильме, кстати, ни разу не упоминается).

Самое большое достижение Utøja 22 — это то, как фильму удается передать чувство паники, отчаяния и полной дезориентации. Герои до самого конца так и не смогут понять, за что и кто их убивает, и их страх перед этой неизвестной смертельной силой фильм показывает превосходно.

Кроме того, картина еще и снята одним длинным дублем, так что зритель тут — полноценный участник событий наравне с персонажами. Но, с другой стороны, все главные проблемы ленты тоже связаны с подобным методом съемки. Из-за того, что создатели фильма, по очевидным причинам, не могли корректировать недочеты в ритме на монтажном столе, Utøja 22 смотрится очень неровно. Да и сама операторская работа и постановка порой оставляют желать лучшего — как ни крути, оператор Мартин Оттербек — далеко не Эммануэль Любецки, хоть он и, необходимо признать, очень сильно старается.


Молитва / The Prayer / La prière
Competition, реж. Седрик Кан, в ролях: Энтони Байон, Дэмиен Шапель, Алекс Брендемюль, Луиз Гринбер

Кое-как пережив передоз героином, 22-летний Тома отправляется в изолированное религиозное сообщество в горах. Порядки там немного напоминают монастырско-тюремные: оставаться в одиночестве нельзя ни на минуту, всеми мыслями нужно делиться с товарищами и наставниками, молитвы и хоровое пение по расписанию. Тома с трудом переносит такой уклад и противится ему всеми доступными способами: ворует сигареты, убегает, чтобы побыть наедине с собой, дерется со всеми, кто не так посмотрел. Но проходит время, и вот община и знаки от Бога выводят юношу на путь, о котором тот раньше не мог и помыслить.

Извините за эту фразу, но в фильме показана секта здорового человека: вот коммьюнити смеется над похабной шуткой про Иисуса, а вот хором поет псалмы; вот ребята ставят комедийную сценку про Лазаря, а вот усердно молятся. Наверное, главное, чем обогащает нас картина — вопросами: если твоя вера в Бога не искренна, но после молитвы становится легче, считается ли это? Слышит ли Бог просьбы, если они посланы не в форме молитвы? Полунасильственное спасение от зависимости — это правильно или нет?


Три дня в Киброне / 3 Days in Quiberon / 3 Tage in Quiberon
Competition, реж. Эмили Атеф, в ролях: Мари Баумер, Биргит Минихмайр, Дени Лаван, Кристофер Буххольц, Вики Крипс

После Utøja 22. juli показали камерный немецкий байопик «Три дня в Киброне», рассказывающий про то, как известная актриса Роми Шнайдер после нескольких лет упорного игнорирования прессы (которая, как она считала, вечно норовила выставить ее в дурном свете) в курортном французском городке Киброн дает объемное и очень откровенное интервью журналу Stern.

Синопсис фильма, конечно, может звучать не слишком захватывающе, но «Три дня в Киброне» подкупают своей искренностью и тем, насколько живыми и сложными существами выглядят местные герои. Да, здесь нет каких-то активных действий, нет искрометных диалогов в духе какого-нибудь Соркина, и все же это не мешает картине на все два часа своего хронометража полностью погрузить вас в эмоции и проблемы персонажей, заставить с неподдельным интересом следить, куда же приведут их бесконечные душевные терзания.


Операция «Шаровая молния» / 7 Days in Entebbe / 7 Tage in Entebbe
Competition, реж. Жозе Падилья, в ролях: Даниэль Брюль, Розамунд Пайк

После 3 Days in Quiberon основная программа Берлинале порадовала нас еще одним фильмом с похожим названием — 7 Days in Entebbe (в РФ будет прокатываться как «Операция "Шаровая Молния"») с Дэниелем Брюлем и Розамунд Пайк в главных ролях. Фильм рассказывает историю о захвате самолета палестинскими и немецкими террористами, которые требуют от израильского правительства освобождения политических заключенных, и последовавшей за этим военной операции по спасению заложников. Снято все это, внезапно, бразильским режиссером Жозе Падилья, в фильмографии которого соседствует триумфатор Берлинале-2007 «Элитный отряд» и ремейк «Робокопа» — так что ожидать от картины можно было чего угодно.

Но в итоге подобная, скажем так, отстраненность режиссера от показываемой им проблемы сыграла фильму на пользу. Падилья не стремится принимать сторону в этом конфликте, а пытается показать ситуацию с разных сторон, не оправдывая, но и откровенно не осуждая ни захватчиков, свято верящих в правильность своего поступка, ни правительство Израиля, не готовое отступить от своих принципов и рискующее жизнью собственных граждан. В своем глубоко пацифистском посыле (который, впрочем, никому не навязывается) картина чем-то напоминает «Мюнхен» Стивена Спилберга, только вместо агентов Моссада тут два идейных революционера из Германии (собственно, Пайк и Брюль), которые высказывают весьма интересные и смелые мысли на тему того, почему израильтяне так жестоко обходятся со своими соседями.

Пресс-конференция фильма 7 Days in Entebbe: богические Розамунд Пайк и Даниэль Брюль, продюсер Кейт Соломон, инженер рокового полёта Air France Жак Лемуан, актёр Омар Бердуни и режиссёр Жозе Падилья ❤👑 #berlinale #berlinale2018 #синемаголикивберлине

Публикация от ✞ CINEMAHOLICS ✞ (@thecinemaholics)

На пресс-конференции фильма каст уделил особое внимание, что в фильме показаны две параллельные точки зрения: немецких и палестинских террористов. Режиссер Жозе Падилья отметил, что террористы — ужасные люди, но все-таки люди со своими сомнениями и мотивами, поэтому разбираться в их психологии было занимательно. Отдельно внимание было уделено языковой подготовке Розамунд Пайк: она играет в картине немецкую террористку, и, соответственно, должна разговаривать на немецком и на английском с немецким акцентом. Жозе Падилья рассказал, что они писали немецкие слова на больших листках, а Розамунд идеально их произносила. Даниэль Брюль пошутил: «Да, эта немецкая актриса вообще неплохо всю карьеру притворялась британской».


Время дьявола / Season of the Devil / Ang Panahon ng Halimaw
реж. Лав Диас, в ролях: Пиоло Паскуаль, Анхель Акино, Шаина Макдауа, Джоэль Сарачо, Пинки Амадор

Не секрет, что фильмы Лава Диаса — всегда стоящее особняком событие на фестивале: критики и зрители закупаются едой и стараются занять места поудобнее. Аплодисменты же в конце показа будто посвящены не режиссеру и касту, а тем, кто собрал волю в кулак и остался. Четырехчасовая (всего лишь) картина Лава Диаса рассказывает нам историю филиппинской деревни, власть в которой захватывают одержимый диктатор и полиция. Военные настраивают соседей друг против друга, пытаются разрушить их веру в духов и ожидаемо творят ужасные вещи направо и налево. Отважная доктор Лорена открывает клинику для нуждающихся, но затем бесследно исчезает. Ее муж, поэт и гражданский активист Хьюго пытается разобраться в причинах пропажи супруги и заодно дать отпор кровавому режиму.

«Время дьявола» — это фильм, который сложно смотреть, про который еще сложнее писать, а уж забыть его и вовсе невозможно. Свою новую картину филиппинская легенда Лав Диас в одном из интервью метко окрестил «антимюзиклом» и ни капли не слукавил. «Время дьявола» в пух и прах разносит все ваши представления о том, как должно строится музыкальное кино, да и кино в принципе: герои ходят туда-сюда внутри долгих статичных сцен, безо всякой музыки и ритма распевая повторяющиеся строчки диалогов, словно некую мантру. Диас вновь смешивает филиппинскую историю со специфической мифологией этой таинственной страны, где христианские догматы переплетаются с местными легендами, рождая совершенно новый, непонятный, гипнотический мир, который либо завоюет вас, либо оставит в полном недоумении.


Наши корреспонденты из Берлина Даша Постнова и Ефим Гугнин каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.