St.Vincent, Тимоти Лири и «Чужой»: 6 важных фильмов Beat Film Festival 2021
Стартовал наш любимый фестиваль документального кино Beat Film Festival. Программа по традиции лишает сна, поэтому мы выцепили несколько важных фильмов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
Фестиваль проходит с 2 по 20 июня в двух форматах: онлайн (Кинопоиск HD) и офлайн. Билеты и расписание ищите на официальном сайте.
Aalto / Аалто
реж. Вирпи Суутари
Sparkstudio
Для многих дизайнеров, а также почитателей скандинавского дизайна имя Алвар Аалто не просто имеет вес. Аалто — главный архитектор-модернист Северной Европы и самый важный архитектор в истории Финляндии. За свою жизнь он спроектировал более 19-ти библиотек (одна из самых известных находится в Выборге). Это всегда открытые пространства, гнутые линии, приглушенные цвета и натуральные материалы — недаром все поклонники скандинавского дизайна буквально молятся на Аалто.
Этот документальный фильм — не только дань уважения архитектору, но и рассказ о месте семьи в жизни мэтра, о жене Айно, которая трудилась в офисе Аалто, работая с текстилем и прочими вещами, и о том, что никто не становится великим в одиночку.
American Utopia / Американская утопия
реж. Спайк Ли
WarnerMedia
Киноверсия бродвейского мюзикла по одноименной пластинке от фронтмена Talking Heads Дэвида Бирна и режиссера Спайка Ли. В далеком 1984 году великая группа уже выпускала фильм-концерт: тогда Джонатан Демме («Молчание ягнят») навсегда изменил формат и сделал из очередного выступления группы эффектный перфоманс о зарождении хаоса под названием Stop Making Sense. Сначала Бирн выходил на сцену с одной акустикой и сольно исполнял Psycho Killer, а с каждой новой песней к нему прибавлялись остальные участники — так полная тишина на первых секундах шоу превращалась в какофонию, безостановочное фанк- и панк-безумие, посреди которого выживут только отчаянные меломаны.
Но годы идут. Бирн начал сольную карьеру, записал с десяток альбомов, номинировался на «Грэмми» и несколько раз стал лауреатом — в общем, чувствует себя вполне комфортно и без Talking Heads. В этом смысле «Американская утопия» для него становится тем же вызовом, что и для знаменитой группы когда-то оказался Stop Making Sense: расширением границ музыки, созданием универсального магнум опуса, вбирающего в себя почти все виды искусств. А кроме всего прочего (учитывая, что на посту режиссера Спайк Ли, один из самых злободневных авторов XXI века), еще и комментирующего современность.
Правда, в этот раз без едкой ухмылки и сатиры — скорее, напротив, с надеждой на лучшее будущее и, что важнее, лучших людей. Но если даже такое объяснение не сработает, вот вам другое: во-первых, это красиво (в минималистичных декорациях все озаряет неоном и между делом певец в свете прожекторов размышляет о цивилизации), а во-вторых — тут играют не только песни Бирна, но и Talking Heads. Услышать любимую музыку в кино, как известно, — особое удовольствие.
The Nowhere Inn / Мотель «Нигде»
реж. Билл Бенц
THR
Возможно, самый странный фильм фестиваля — причудливый псевдодок о певице Энни Кларк, более известной как St.Vincent. Девушка поручает своей лучшей подруге, нашей великой современнице Кэрри Браунштейн («Портландия», группа Sleater-Kinney), фильм о себе и своем концертном туре, но выясняется, что снимать там особо нечего: артистка ведет весьма спокойный образ жизни. Браунштейн решает добавить предприятию загадочности, вытащив на первый план сценический образ (куда более демонический, стоит отметить), однако заигрывается съемочная группа достаточно быстро. Последствия — непредсказуемы.
На самом же деле этот фильм снял Билл Бенц (все та же «Портландия»), а вся чехарда с масками — линчевский розыгрыш, в котором, думается, все же немало правды. Но где она, а где талантливое подражание искусству, — черт его знает. Впрочем, это тот случай, когда обманываться рад: как поет Кларк в одной из своих песен, people turn the TV on, it looks just like a window.
My Psychedelic Love Story / Моя психоделическая история любви
реж. Эррол Моррис
Beat Film Festival
Адепт ЛСД и верховный жрец Братства вечной любви Тимоти Лири в начале 70-х закрутил роман с Джоанной Харкорт-Смит, богатой наследницей и богемной тусовщицей. Кажется, будто они были из разных миров, но одинаковая тяга к авантюрам победила все: уже после двух недель знакомства пара справила символическую свадьбу и отправилась в путешествие (полулегальное, посколько таким образом прятали Лири от властей).
Снять такую историю скучно — невозможно, но в руках Эррола Морриса, важнейшего документалиста планеты, она и вовсе превращается в кислотный цветок с тысячью оттенков и нюансов. Ускользающая красота, которая в какой-то момент все-таки попадает под прицел реальности: после скитаний по миру Лири угодил в тюрьму, стал информатором ЦРУ, позже он и Джоанна жили по программе защиты свидетелей, и в итоге пара распалась. Был ли этот роман случайным порывом или продуманным планом американских властей — вряд ли мы когда-нибудь узнаем точно, но ни один из этих вариантов не отменяет той самой вечной психоделической любви.
You Cannot Kill David Arquette / Дэвид Аркетт неуязвим
реж. Дэвид Дарг, Прайс Джеймс
The GATE
Вы можете знать Дэвида Аркетта как помощника шерифа Дьюи из «Крика» или как брата более успешной Патрисии Аркетт. А вот фанаты рестлинга знают его как отъявленного мерзавца, который в 2000 году в рамках промокампании фильма «К бою готовы» незаслуженно забрал пояс лучшего бойца мира.
Спустя двадцать лет Аркетт позвал документалистов Дэвида Дарга и Прайса Джеймса, чтобы те запечатлели, как он пытается вернуть себе утраченную честь через кровь и пот — участвуя в не слишком престижных рестлерских турнирах, но теперь уже по-настоящему. «Дэвид Аркетт неуязвим» — эдакая исповедь 49-летнего актера-неудачника, который вроде бы не хочет быть голливудским клоуном, но при этом даже историю своего искупления превращает в одну большую шутку.
One man and his shoes / Майкл и его «Джорданы»
реж. Йеми Бамиро
Beat Film Festival
Дебютный полнометражный фильм Йеми Бамиро рассказывает об американском феномене культуры кроссовок, популярность которых возросла за последние три десятилетия, а если быть конкретнее, то это история бренда Air Jordan, показывающая его социальное, культурное и расовое влияние. Новаторские маркетинговые стратегии создают многомиллиардный бизнес, но попутно показывают свою темную сторону — безответственной корпоративной жадности.
Alien on stage / «Чужой» на сцене
реж. Эниэлль Куммер, Люси Харви
Beat Film Festival
Абсолютная жемчужинка фестиваля! Это документальный фильм про любительскую театральную группу Paranoid Dramatics, которая переносит классический фильм Ридли Скотта на театральную сцену. Днем они непритязательная группа британских водителей автобусов из сельского городка в Дорсете, но потом... Отказавшись от привычного благотворительного сбора средств на семейные мюзиклы и рождественские пантомимы, они отправляются в самодельное подобие глубокого космоса и пытаются сделать нечто удивительное, что-то действительно из другого мира.