«Окно в Европу»: «Зоология»

Мария Ремига,

Название: Зоология
Режиссер: Иван И. Твердовский
В главных ролях: Наталья Павленкова, Дмитрий Грошев, Ирина Чипиженко, Маша Токарева, Александр Горчилин
Дата премьеры: ноябрь 2016

Наташа — немолодая одинокая женщина; она живет с мамой и работает в зоопарке, где выполняет функцию мебели, которую другие сотрудники не прочь время от времени пнуть. Как-то раз ей становится плохо прямо на службе, она падает в трагический обморок, после чего у нее в прямом смысле отрастает хвост.

Наталья начинает ходить по докторам, бесконечное количество раз делать рентген (терапевт все время отправляет на повторный прием, потому что смотрит в снимок, а видит фигу) и дружить с молодым сердобольным врачом. Вскоре дружба перерастает в нечто большое, женщина на глазах начинает расцветать, но хвост, проклятый хвост даже и не думает никуда деваться, а, скорее, наоборот, начинает проявлять себя в полную силу.

Наверное, «Зоология» не производит такого сокрушительного впечатления, как «Класс коррекции», предыдущий фильм Твердовского, однако при просмотре тоже приходится использовать специальные дыхательные практики, чтобы выдержать беспощадный и точный взгляд режиссера, который через свою героиню смотрит, конечно же, в зрительный зал. Моменты неслыханного напряжения здесь соседствуют с чистой поэзией, вовлекают в происходящее так, что оторваться потом нет решительно никакой возможности. Как будто тебя схватили за ребра и периодически сжимают их, а потом отпускают, но только ради того, чтобы в следующий раз сжать еще сильнее.

Конечно, все это уже где-то было: и прозрачность кадра при немыслимом заряде черной тоски внутри, и вглядывание в бездну, которая часто поглощает людей, перешедших за определенный возрастной рубеж, и тягучее, едва выносимое одиночество, парализующее тех, кто не успел вжаться в тесноватый социум. Пресловутый хвост неспроста служит ключом к свободе, которая на время делает героиню счастливой, но, как известно, стоит очень дорого. Тот кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком, но у зверей, понятно, своя боль.

Из местных фильмов по настроению к «Зоологии» ближе всего стоит «Сказка про темноту» Хомерики, только Твердовский гораздо жестче смотрит на подтачивающую нутро реальность, и надежда тут если и есть, то век ее жизни ярок, но недолог. Отрадно, что режиссер, еще больше облегчив структуру, сделал свою картину почти невесомой по форме (даже камера скорее дышит полной грудью, чем пытается играть в Догму-95) и по-настоящему смешной: например, при сцене с подпольным распитием героями алкогольных напитков на тренинге «помоги себе сам» хочется закатиться под стул от хохота. А что до хвоста... ну, хвост, да, универсальный образ. То, что тебя отличает от других, тебя же и убьет, если ты не атакуешь инаковость первым. Что от тебя вообще после этого останется и останется ли — другой вопрос.

Мария Ремига