Доктор Т и его Воображариум

Мария Ремига,

Сегодня родился Терри Гиллиам - талантливейший режиссер, которого "принято жалеть за его невезение".

Если не знать подоплеки, становится немного непонятно, почему - человек причастен к созданию "Монти Пайтона" - великого шоу, его "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" растащен на цитаты, "Король-рыбак" и, допустим, "Бразилия" - признанная классика (вообще, список тут, конечно, больше, но оставим это на совести любителей топов а-ля "сколько-то там фильмов, которые вы должны посмотреть, иначе вам кранты"). Однако Бог (если это его рук дело) любит проверять Терри на прочность. Про его мытарства с производством фильма "Человек, который убил Дон Кихота" (про парня, попавшего в роман Сервантеса) впору уже делать отдельную картину. Еще до начала съемок полетели в Ад декорации, павильон оказался непригодным для работы, потом выяснилось, что рядом - военная база, пожирающая любые шансы прописать нормально звук. Затем у Жана Рофшора, исполнителя роли Дон Кихота, разболелась спина и он не смог ездить на лошади. А какой, к черту, может быть Дон Кихот без лошади?

Эта история тянется уже лет эдак двадцать. То есть некоторые из нас еще даже на свет не появились, а Терри уже маялся с этим проектом. Гиллиам нескольк раз даже махал на картину рукой, мол, фиг с ней, пусть валяется в чертогах разума.

Я уже, наверное, раз семь пытался снять картину под рабочим названием «Человек, который убил Дон Кихота», и моего упорства не унять. Наконец я дошел до точки, где мне хочется скинуть с себя этот груз. Думаю, время пришло.

Однако недавно стало известно, что фильм снова выбрался из склепа и главную роль в нем сыграет перспективный молодой актер Джек О'Коннелл. Съемки должны начаться этой весной и дай Бог, чтобы они действительно начались. Эй вы там, наверху, не топочите как слоны.

Перед тем как отмучаться с недавней "Теоремой Зеро" (с которой, судя по результату, тоже не все так просто было, потому что фильм наглядно иллюстрирует то, как больно и трудно порой снимать кино в принципе), Гиллиам плясал по горящей земле на съемках "Воображариума Доктора Парнаса". Исполнитель главной роли, Хит Леджер, ушел из жизни в разгар производства фильма, и что было дальше делать с лентой - непонятно. Гиллиам оказался не из тех, кто плачет по выбитому из-под задницы стулу и проблему решил - для тех, кто почему-то фильм не видел (идите и качайте сейчас же), раскрывать интригу не будем. Впрочем, на этом несчастья не закончились: пока доделывали "Парнаса", мир покинул продюсер ленты, а сам Гиллиам умудрился попасть в автомобильную аварию. Тем не менее, несмотря ни на что, Терри до сих пор в строю - и даже делая невероятно спорные (хотя тут кому как) картины, он все равно на голову выше большинства.

Лучшее искусство порождается болью. У меня хватит боли на десяток отличных фильмов.




У всех фильмов, которые нельзя назвать голливудским блокбастером, тяжелая жизнь, и становится она все тяжелее и тяжелее с каждым годом.

Воображариум доктора Парнаса, 2009

Никто в Голливуде не знал, что делать со сценарием "12 обезьян". Даже люди из студии не понимали, они потратили на него миллионы долларов, получили, прочитали, и такие – «это за хня вообще?»

12 обезьян, 1995

Я вовсе не считаю сны чем-то прекрасным и спокойным, мои сны - почти все кошмарные.

Воображариум доктора Парнаса, 2009

Выживет ли кино? Глядя на современные блокбастеры, сложно сделать прогноз. Что меня удивляет в телевидении, так это то, как люди хотят вернуться к любимым персонажам, ждут целую неделю встречи с ними, готовы следить за новыми приключениями уже знакомых героев. Мне кажется, это показатель того, что зрители чувствуют себя беззащитными. Им хочется привязаться к чему-то одному, чему-то повторяющемуся неделя за неделей. Думаю, это кое-что говорит о нашем обществе.

Бразилия, 1985

Я бы хотел снять кино про поколение людей, у которых не будет памяти. Про тех, кто не помнит имена и телефоны друзей, важные даты... Сейчас оно как раз растет. Эти дети на любой вопрос немедленно кидаются в Интернет, чтобы проверить IMDB, Википедию и поискать в Google. Тотальное исчезновение памяти. Как снять кино про людей, настолько одержимых Интернетом? Про тех, которые всё время должны обозначать, где они находятся, что сделали и увидели? Я недавно был на концерте и заметил, что люди не то что зажигалками, но даже телефонами не размахивают. Теперь они стоят, уставившись в экран, и пишут, что происходит. Когда они получают удовольствие? Это инопланетяне — поколение, у которого постоянный зуд, кратчайший фокус внимания, нетерпимое желание всё получить здесь и сейчас. Что это за жизнь, в которой нет памяти и ожидания?

Источники интервью: Interview russia и Thr