«Жена смотрителя зоопарка»: О людях и зверях

Жена смотрителя зоопарка / The Zookeeper's Wife
Режиссер: Ники Каро
В главных ролях: Джессика Честейн, Йохан Хелденберг, Даниэль Брюль, Иддо Голдберг, Шира Хаас, Майкл МакЭлхаттон
Дата премьеры в РФ: 13 апреля 2017 года

Владельцы варшавского зоопарка Антонина (Джессика Честейн) и Ян (Йохан Хелденберг) Жабински одним страшным утром стали свидетелями нацистской бомбардировки — погибла часть их животных, территорию оккупировали немецкие войска, границы между человеком и зверем стерлись. В изменившемся мире супруги открыли на месте зоопарка свиноферму, а в качестве корма для своих новых подопечных использовали отбросы из еврейского гетто. Что уж говорить, в своем грузовике они перевозили не только овощные очистки.

Каждый год выходит нескольких фильмов на тему Второй мировой войны и минимум один о Холокосте. Вроде бы пора сказать «хватит», а вроде бы смотришь по сторонам, и призраки былых ужасов мерещатся то тут, то там, так что ежегодное напоминание о том, что война — плохо, к сожалению, до сих пор необходимо. Режиссер Ники Каро поместила в центр своей картины женского персонажа, что случается в этом жанре достаточно редко. Хотя поворотные решения в фильме все равно принимает мужчина, на Антонину ложатся последствия этих решений, которые она выносит героически. Персонаж Честейн выступает в ленте воплощением Матери-природы, которой под силу и слоненка вернуть к жизни, и 300 евреев приютить. Вопрос мотивации здесь даже не поднимается: живое существо в беде — значит, время действовать. И такой добровольный подвиг, вызванный состраданием, а не нуждой, восхищает больше других.

На желании придать войне женское лицо попытки освежить тему заканчиваются: все сюжетные повороты и производственные «уловки» взяты из старой папки «голливудское кино про войну». Хотя по части сентиментальности «Жена смотрителя зоопарка» превосходит многих своих предшественников. С одной стороны, слезные железы попадают буквально под обстрел: животные гибнут, дети плачут, евреи страдают — прибегать к такому методу (да еще и в режиме «комбо») нечестно и бессердечно, потому что даже в сотый раз невозможно смотреть на это спокойно. С другой стороны, в картине очень много трогательных деталей, которые заставляют кадр жить, а образы типичных героев делают человечнее, ближе к зрителю.

Учитывая, что Ники Каро решила с нескольких сторон обыграть метафору «люди как звери», удивительно и похвально, что все происходящее не скатилось в пошлость. В обличении жестокости нацистов, конечно, нет ничего нового и интересного, но в сравнении гонимых евреев с беззащитными вольерными животными есть что-то по-настоящему задевающее. И пускай эту скромно снятую биографию надолго не удержит в памяти даже проникновенная игра Джессики Честейн, на два часа «Жена смотрителя зоопарка» поколеблет почву под ногами и заставит возмутиться дух. Кажется, нам это все еще нужно.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)