«Свет в океане»: Чувство и чувствительность


Свет в океане / The Light Between Oceans
Режиссер: Дерек Сиенфрэнс
В главных ролях: Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс, Флоренс Клери, Джек Томпсон
Дата премьеры: 8 сентября

Ветеран войны Том Шербурн подает заявку на должность смотрителя маяка на уединенном островке в надежде заглушить в памяти воспоминания об увиденном ужасе. Перед отправлением на новое место работы он проводит несколько дней в ближайшем городе, где знакомится со своенравной девушкой Изабель. Между парой завязывается воодушевленная переписка, которая приводит к быстрому бракосочетанию. Мечты молодой семьи о ребенке омрачаются выкидышами супруги, и горю нет конца, пока морской ветер не приносит на маяк обрывки детского плача.

Дерек Сиенфрэнс — специалист по мелодрамам на разрыв всех внутренних органов (смотри «Валентинка» и «Место под соснами») — на этот раз взялся за среднего качества книжный бестселлер с близким его творчеству конфликтом. Любовь, сбивающая с ног, и мотив непоправимых ошибок всегда были в фокусе режиссера, и, как следствие, его фильмы звучали очень громко, не стесняясь, шествовали по территории жизненно важных чувств. По сравнению с работами Сиенфрэнса первоисточник «Света в океане» (роман М.Л. Стедман ) представляет мелодраму слишком пошло, и стиль книжного произведения оказал заметное влияние на результат.

Первый час картины выступает ярким примером «мыльной оперы», снятой для телевидения. Хоть технически все и выполнено безукоризненно красиво, его содержание — это сиропная ваниль, состоящая из худших клише жанра вроде «вся вселенная создана только для нас». Более того, на фоне этой сладкой романтики неустанно работают механизмы спекуляции, от которых экранная идиллия вместо добрых чувств вызывает неприязнь. Одиночество, ужасы и лишения войны, вечная тема материнства плохого и хорошего — всему отведено по слезному взгляду и высокопарной фразе, которые тщетно призваны разбередить душевное состояние зрителя.

Появление героини Рэйчел Вайс рушит эту вымученную конструкцию, хотя введение этого персонажа оказывает неоднозначное влияние на дальнейшее развитие событий. С одной стороны, мотивация поступков главного героя начинает хромать, путая всю сюжетную нить; с другой — невразумительный конфликт начинает приобретать форму, обнажая новые грани. Острием уже встает не только вопрос о том, к чему может привести минутный порыв, но и о том, что на самом деле значит действовать во благо дорогому тебе человеку, через что порой выражается любовь и как одно безответственное решение может разрушить жизни нескольких людей.

И вот когда наконец вся патока первого часа картины перерастает в моральную катастрофу, ей не дают развернуться неудачные сюжетные повороты. Они мешают накатившим размышлениям, заставляя отвлекаться на вызванное действиями героев недоумение. На выходе неожиданно получается история о чудовищном эгоизме, который можно так сразу и не заметить из-за видимого благородства стремлений четы Шербурнов. И одна лишь Рэйчел Вайс оказывается способна вдохнуть в картину жизнь: на сценах с ее участием действительно сложно сдерживать эмоции, чего никак не скажешь о Фассбендере и Викандер, чья игра выглядит постановочной, будучи в большинстве своем основанной на физике движений, пусть даже эти движения — текущие слезы.

Для фанатов творчества Сиенфрэнса и серьезной драмы «Свет в океане» станет одним из главных разочарований года, но те, кто любит поплакать, получат свое.

Анастасия Муяссарова


comments powered by Disqus