Yellow

Рита Синютина,

Ловко балансируя на грани комизма и трагизма (за более чем сорокалетнюю карьеру Майк Ли отточил этот навык до безупречности), культовый британский режиссер и сценарист в биографической ленте «Уильям Тернер» рассказывает нам историю о последних 25 годах жизни великого мариниста и пейзажиста. Передать видение мира известного художника ему помогают оператор Дик Поуп и композитор Гари Ершон, которые имеют богатый опыт работы с Майком Ли. Первый показал нам те самые свет и цвет, которым поклонялся Тернер, а второй смог по-настоящему перенести это на язык музыки. Главную роль исполнил Тимоти Сполл, тоже являющийся ветераном фильмов этого британского постановщика. Его подготовка к съемкам длилась два года, в течение которых актер усердно занимался живописью. Старания окупились сполна — в Каннах Сполл получил награду в категории «Лучший актер».

Ли не идеализирует образ Тернера, но и ни в коем случае не демонизирует, отображая как его достоинства, так и недостатки. Эксцентрик не разменивается на любезности, вечно кряхтит, обрюзг, существование жены и детей он практически игнорирует, хоть и под конец и проявляет признаки раскаивания в этом. Трагично складываются и его отношения с горничной Ханной, чьи чувства Уильяму Тернеру очевидны, но у него нет времени и желания с ними разбираться, что не мешает ему периодически использовать ее для удовлетворения сексуальных потребностей. Но за всем этим фасадом стоит выдающийся живописец и человек, который плачет, когда рисует проститутку, который даже на смертном одре пытается творить, который восторженно относится к музыке и науке. Все же где проходит грань между личностью творца и его работами?

Простые теплые человеческие отношения хоть и редки в жизни Тернера, но не чужды ему. В оригинале фильм называется «Mr Turner» — именно так чаще всего в фильме называют отца живописца, которому уделено немало экранного времени. Он помогает сыну не только словами, но и действиями, покупая и подготавливая для него краску, принимая гостей из Королевской академии, разбираясь с женой и детьми. Тимоти Сполл и Пол Джессон смогли отобразить искреннюю и безграничную любовь друг к другу родителя и ребенка. Также Уильям Тернер под конец жизни нашел женщину, с которой смог разделить совместный быт и чувства, — вдову Софию Бут. Несмотря на то, что он начал отношения с ней с лжи, назвавшисть адвокатом мистером Мэллордом (среднее имя Тернера), художник смог стать с миссис Бут откровенным.

Действие фильма сопряжено не только с жизненными перипетиями Уильяма Тернера, но и с контекстом исторической эпохи. Приятны, например, небольшие реверансы в сторону других известных художников и деятелей столетия, например, разговор Тернера и Эффи Грей, когда та еще была женой Раскина. Именитый мастер говорит ей, что не следует грустить, она еще найдет свое счастье (как известно, впоследствии Грей ушла от Раскина к художнику-прерафаэлиту Милле).

Уильям Тернер смог опередить свое время, став предтечей импрессионизма. Но трагична судьба всякого, кто может глядеть дальше остальных. Купаясь в славе и признании большую часть жизни, в последние годы творчества пейзажист остался непонятым и был выставлен на посмешище за свои эксперименты в изобразительном искусстве: королева назвала его последние картины «желтой мазней», а резкая критика исходила не только от представителей Королевской академии, которая отображена той еще ярмаркой тщеславия, но и от остального бомонда. Проницателен Тернер не только в вещах, касаемых искусства. Глядя на строящиеся железные дороги, он предвосхищает эру технического прогресса, смотря на дагерротип, он видит не только свое портретное изображение, но и будущее. Монументальная работа Майка Ли — это не просто красивый пересказ биографии, это фильм о смене вех, о том, как люди сталкиваются с новым и как часто могут быть не поняты визионеры.

Рита Синютина