«Субурбикон»: Suburban war
Maria Remiga,
При этом, как ни странно, «Субурбикон» почти не раздражает и при всей его остервенелости может смело претендовать на теплое местечко в категории «чо посмотреть вечером». Он красивый (за камерой Роберт Элсвит, снявший, кроме прочего, «Нефть»), виртуозно стилизованный (все-таки Клуни знает толк в таких вещах), не без остроумных моментов, с традиционно отличной Мур и совершенно грандиозным, опять же, Оскаром Айзеком.

Suburbicon / Субурбикон
Режиссер: Джордж Клуни
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Джулианна Мур, Оскар Айзек, Ноа Джуп
Дата премьеры в РФ: 16 ноября

Маленький мальчик Ники Лодж (Ноа Джуп) живет со своей семьей в райском пригороде под названием Субурбикон. Его построили после войны и все в нем прекрасно: и лужайки, и заборчики, и жители. Его папа (Мэтт Дэймон в образе человека-картошки) работает финансистом, а мама (Джулианна Мур) в основном меланхолично смотрит вдаль и отмахивается от любого общения, поскольку уже долгое время прикована к инвалидной коляске (последствия автомобильной аварии).

Свой досуг она коротает в компании сестры-близнеца (не поверите, но снова Джулианна Мур), которая, напротив, очень приветлива и представляет собой образцовую хозяйку 50-х годов — хоть на открытки ставь. Все идет своим чередом, пока не начинает дуть тревожный ветер перемен: сначала по соседству поселяется темнокожая семья, которой местные явно не рады, а спустя какое-то время на дом Ники совершают налет какие-то отморозки и лишают жизни его мать.

Сценарий «Субурбикона» лежал в чулане братьев Коэн добрые 30 лет, и пока он покорно покрывался пылью, режиссеры успели снять несколько великих фильмов, много отличных и пару-тройку просто хороших. Их друг и соратник Джордж Клуни все это время тоже не пинал балду — пять полнометражных режиссерских работ и один сериал на паях с Грантом Хесловом, подарившего миру картину The Men Who Stare at Goats, без которого этот самый мир был бы чуточку скучнее. О том, что бывает, когда сценарии братьев Коэн экранизируют не братья Коэн, мы неплохо осведомлены: с одной стороны — ничего страшного, с другой стороны — «я не знаю кому и зачем это нужно». Клуни, очевидно, было неинтересно просто достать из янтаря историю про уютное зло, и он впрыснул туда лошадиную дозу благих намерений, которые едва не привели его прямиком в Ад.

Собственно, главная проблема «Субурбикона» в том, что он постоянно норовит распасться на два кубика: довольно изящную виньетку про лукавство сердца человеческого и отчаянный вопль о том, что Америка больше не great. Это не значит, что Джордж испортил хороший сценарий, просто его взвинченная интонация не до конца совпала с материалом. Все-таки написанные братьями буквы предполагают более тонкий подход (даже если это не лучший их скрипт): пережмешь хоть где-то, и уже получается плакатная сатира, печальная баллада для трубы. Клуни так настойчив в своем желании показать, какого именно толка кислота разъедает людей, упавших в чан с расизмом/капитализмом/конформизмом/эгоизмом (тугие паруса, я список пороков прочел до середины), что частенько начисто забывает про ритм и чувство меры. Иногда это даже идет фильму на пользу (один выход Оскара Айзека чего стоит), но под конец, когда игра на выбывание приобретает масштаб катастрофы, начинает попросту утомлять.

При этом, как ни странно, «Субурбикон» почти не раздражает и при всей его остервенелости может смело претендовать на теплое местечко в категории «чо посмотреть вечером». Он красивый (за камерой Роберт Элсвит, снявший, кроме прочего, «Нефть»), виртуозно стилизованный (все-таки Клуни знает толк в таких вещах), не без остроумных моментов, с традиционно отличной Мур и совершенно грандиозным, опять же, Оскаром Айзеком. К слову, Клуни сам мог сыграть в фильме, но вовремя, видимо, понял, что в картине о том, что благопристойные с виду обыватели порой куда страшнее самых отъявленных фашистов, на главную роль нужен кто-то с менее яркой внешностью. И Дэймон тут очень кстати — не зря Александр Пэйн как-то сказал, что одним из важных достоинств Мэтта является то, что он «не выглядит как кинозвезда».