Харви Руки-ножницы


Один из самых главных и успешных продюсеров в шоу-бизнесе — Большой Харви собственной персоной. Ранее босс Miramax, теперь владелец The Weinstein Company, Харви Вайнштейн — бесконечно интересная и невероятно яркая личность, вдохновляющая на прозвища («Харви Руки-Ножницы»), получающая иски в суд (в частности, от Майкла Мура) и плохо завуалированные угрозы от, казалось бы, кротких японских мультипликаторов (ладно, Миядзаки отправил ему самурайский меч со словами «ничего не вырезать» — в шутку, но всё же). О его гене дипломатии, потерянном в горах денег, ходят легенды, и мы решили вспомнить о самых проблемных питомцах огромного зоопарка Вайнштейна.

Dead Man / Мертвец , 1995

Что это? Меланхоличный черно-белый вестерн Джима Джармуша о психо-спиритическом путешествии по Западу некоего Уильяма Блэйка (Джонни Депп) и его спутника — коренного американца по имени Никто (Гари Фармер).

Что, черт возьми, пошло не так? Так как Джармуш относится к вымирающему виду режиссеров, настаивающих на том, чтобы права на фильм полностью принадлежали им, его сотрудничество с Miramax изначально может показаться странным. Но это был лихой 1996-ой, и у Вайнштейна, наверное, ещё не было той репутации надоеды и зануды, что закрепилась за ним сейчас. Его интерес к проекту был очевиден: прославленный инди-авторитет Джармуш + главный сердцеед подростков Джонни Депп + стильный черно-белый арт-хаус + безупречная команда по ту сторону камеры = восхитительное сочетание, претендующее на звание инди-хита. И лента определенно бы им стала, будь Джармуш более сговорчивым в плане монтажа и сделай он то, о чем просил его бесконечный мудрый Вайнштейн [сарказм — фильм был, мать вашу, безупречен, и Джармуш был совершенно прав, отказавшись что-либо переделывать].

Как всё это утряслось? Наказанный за лишние кадры, «Мертвец» был выпущен в ограниченном прокате практически без рекламы. Несмотря на то, что он стал самым дорогим фильмом Джармуша (бюджет составил 9 миллионов долларов) и был признан многими критиками одной из лучших работ режиссёра, картина собрала в кинотеатрах всего лишь чуть больше миллиона долларов, заняв вторую строчку в рейтинге «худшие в плане кассовых сборов фильмы Джима Джармуша». И даже присутствие любимого публикой Джонни Деппа не помогло.

Уровень сожаления: 8/10.  В интервью The Guardian в 2004 году Джармуш заявил: «Проблема появилась из-за того, что я продал ему готовый фильм, спродюсированный моей компанией, а ему захотелось, чтобы я кое-что изменил, несмотря на подписанный контракт, в котором обговаривалось, что Вайнштейн выпустит фильм в прокат в первоначальном виде. Он просто поиздевался надо мной, а я не люблю издевательств. Потом он извинился и прислал мне бутылку шампанского, добавив: «Давай не будем проявлять неуважение друг к другу в прессе», на что я ответил: «Ок, давай просто забудем об этом». На вопрос, означает ли это, что он относится к Вайнштейну без уважения вне общения с журналистами, Джармуш ответил: «Ну, втайне его никто не уважает».


Snowpiercer / Сквозь снег, 2013

Что это? Англоязычный дебют корейского мастера Пона Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Вторжение динозавра»), аллегорическая научная фантастика, в которой бедные (Крис Эванс, Октавия Спенсер, Джейми Белл) пытаются свергнуть богатых (Тильда Суинтон) в поезде, везущем последних представителей человечества по постапокалиптической пустыне.

Что, черт возьми, пошло не так? Профинансированная по большей части Кореей, но имеющая каст, состоящий в основном из англоговорящих актеров, грандиозная лента Пона была поистине лакомым кусочком, и The Weinstein Company в ноябре 2012 выкупила права на фильм с целью выпустить его в широкий прокат летом 2013 года. В Корее релиз успешно состоялся, и хвалебные отзывы критиков вкупе с отличными кассовыми сборами не заставили себя ждать, но вскоре Вайнштейн, как это часто с ним бывает, захотел вырезать из фильма 20 минут: детали характеров персонажей и закадровую озвучку. Он всегда старался провернуть подобное с азиатскими картинами, надеясь увеличить их привлекательность и количество сеансов. Пон отреагировал на это дипломатично, сказав, что «Вайнштейн весьма сговорчив в плане монтажа», но другие актёры — в том числе, Тильда Суинтон и Джон Хёрт — поддержали его.

Как всё это утряслось? Вайнштейн повел себя довольно жестко, не допустив первоначальную версию ленты до кинофестиваля в Торонто, проверяя в это время собственный вариант монтажа. Но когда в ходе исследований корейских продюсеров режиссёрская версия набрала более высокий балл, чем урезанная, ему пришлось уступить. В прокат фильм вышел в оригинальном виде, но планы на выпуск в широкий прокат через дочернюю компанию летом 2014-го Вайнштейна Radius-TWC отправились в помойку. «Сквозь снег» был выпущен в ВОД (видео по запросу — прим.пер.). В кинотеатрах фильм собрал приличные 4,5 млн долларов, ещё вдвое больше благодаря ВОД, но первоначальные надежды, естественно, не оправдал.

Уровень сожаления: у Пона он, видимо, равен 2/10: в интервью Indiewire он пояснил, что масштабы споров между ним и компанией Ванштейна были преувеличены, и что он зацепился бы за любую возможность поработать с продюсером снова. Сожалеет ли об ограниченном релизе фильма Вайнштейн, непонятно — картина и на сегодняшний день не была выпущена в прокат в Англии, права на который также принадлежат ему.


The Yards / Ярды, 2000; The Immigrant / Роковая страсть, 2013

Что это? Второй и пятый фильмы недооцененного режиссёра Джеймса Грэя. «Ярды» — изощрённая криминальная повесть при участии Марка Уолберга, Хоакина Феникса и Шарлиз Терон; «Роковая страсть» — любовный треугольник с Фениксом, Марион Котийяр и Джереми Реннером.

Что, черт возьми, пошло не так? Неплохо заработав на своём дебютном фильме «Маленькая Одесса», Грэй, работая над «Ярдами», изначально намеревался сотрудничать с Fox Searchlight, но студия отказала ему, и в игру вступила Miramax Вайнштейна с манящим бюджетом в 17 миллионов долларов. Но, по словам Грэя, суперпродюсер принимал все важные решения, касающиеся ленты, от начала и до конца. Фильм был закончен в сентябре 1998 года, но пролежал на полке ещё несколько месяцев (в Miramax тогда утверждали, что Грэй опаздывал с монтажом, а режиссер заявил, что Вайнштейн не приходил на предварительные просмотры). В конце концов, даты повторных съемок были согласованы после того, как Грэй согласился сделать для компании ещё один фильм. Но на этом споры не закончились: студия запросила 83-минутную версию картины, близкую к триллеру. Грэй не брался за работу над фильмами в течение семи лет после того, как «Ярды» всё же появились в прокате в 2000 году. И в 2013 году было неожиданным вновь увидеть Грэя, сотрудничающего с Вайнштейном: насыщенная любовная драма «Роковая страсть» была куплена студией после того, как Вайнштейном был проверен весь звёздный каст ленты — и Грэю пришлось внести в фильм изменения. «Я выучил урок после «Ярдов», — пояснил он позднее.

Как всё это утряслось? Неудачно — «Ярды» дебютировали в Каннах, но получили смешанные отзывы, и Грэй предположил, что именно после этого Вайнштейн поставил на фильме крест: его крутили лишь в 150 кинотеатрах без какой-либо рекламы, и на официальную премьеру фильма, по словам режиссёра, не пришёл никто из представителей Miramax. Кассовые сборы картины не превысили даже миллиона долларов.  «Роковую страсть» ожидала примерно та же участь: в Каннах работу Грэя приняли чуть более благосклонно, но было понятно, что фильм может претендовать на награды, поэтому его удерживали от проката в течение года. Лента также не преодолела порог в 150 кинотеатров: «Думаю, они решили выпустить фильм в ограниченный прокат из-за того, что я не собирался его менять», — поделился Грэй в интервью для Hammer To Nail. Также картина пролетела мимо ряда наград, пока Вайнштейн запоздало не «подарил» одну Котийяр.

Уровень сожаления: 6/10. В «послеярдовом» интервью LA Times Грэй заявил, что он «не расстроен». После «Роковой страсти» он был настроен менее позитивно, но на вопрос о рабочих отношениях между ним и Вайнштейном ответил: «Мы хорошо знаем друг друга».


Fanboys / Фанаты, 2009

Что это? Раздолбайская комедия Кайла Ньюмана о компании приятелей-гиков из средней школы (среди них можно увидеть Джея Барушеля), которые получают известие о том, что у одного из них (Крис Маркетт) был найден рак на неизлечимой стадии и вновь собираются вместе, чтобы пробраться в ранчо «Скайуокер» (Skywalker Ranch — студия-ранчо Джорджа Лукаса, в котором снимались некоторые части «Звездных войн», культовое для фанатов франшизы место — прим.пер.) и посмотреть там «Скрытую угрозу» до выхода картины в прокат.

Что, черт возьми, пошло не так? Доказательства того, что Вайнштейн оказывает влияние не только на раскрутку фильма (если для этого вообще нужны доказательства), появились незамедлительно: «Фанаты» были представлены как очередной выброс гик-культуры в массы — а-ля «Теория большого взрыва». Релиз фильма был перенесен с 2007 года на 2008 в связи с желанием братьев Вайнштейн полностью вырезать из ленты предысторию о раке как мотивацию к совершению этого поступка. Фаворит Адама Сэндлера Стив Брилл (который, по слова Ньюмана, не смотрел ни одной части «Звездных войн») был приглашен для переснятия материала, и успел стать объектом ненависти фанатов, в e-mail переписке наградив некоторых из них не самыми вежливыми эпитетами. В конце концов, отчасти благодаря вмешательству продюсера Кевина Спэйси, отчасти — онлайн-петициям фанатов франшизы «Дарту Вайнштейну», грозящих бойкотировать другую картину студии «Супергеройское кино», Ньюман победил, получив разрешение «переделать и смонтировать фильм как можно ближе к первоначальной версии». «Фанаты» были выпущены в ограниченный прокат на 18 месяцев позже, чем планировалось, и бюджет картины за это время увеличился в два раза.

Как всё это утряслось? После этих споров Вайнштейны, судя по всему, потеряли веру в фильм: его крутили не больше, чем в 45 кинотеатрах, что попросту смешно в случае с картиной, рассчитанной на широкую публику и стоившей  688,529 долларов. Прокатная версия была далека от режиссёрской, — продюсер Дэна Брунетти позднее признался, что Вайнштейны «пустили её псу под хвост» — и получила в основном отрицательные отзывы даже за аспект сюжета, связанный с раком.

Уровень сожаления: 7/10. «Пустили псу под хвост», — позднее сказал Дэна Брунетти, при этом, впрочем, предположив, что изначально Вайнштейну нравился фильм, и изменил он своё мнение только после того, как его сотрудники начали сомневаться в картине.


Gangs of New York / Банды Нью-Йорка, 2002

Что это? Историческая драма Мартина Скорсезе с Дэниэлом Дэй-Льюисом, Леонардо ДиКаприо и Камерон Диаз, действие которой происходит в печально известном районе Манхэттена Five Points. В фильме рассказывается о жестоких войнах за территорию, которые велись конкурирующими криминальными группировками в нищем, полном иммигрантов районе.

Что, черт возьми, пошло не так? Харви Вайнштейн, пребывая в особенно болтливом расположении духа на кинофестивале в Торонто в 2013 году, рассказал, что съемки «Банд Нью-Йорка» были похожи на фаллометрию, в основном из-за исполнителей двух главных мужских ролей. Но это были ещё цветочки — основное веселье началось, когда Скорсезе, для которого это сотрудничество с Miramax было первым, предоставил студии результат собственного монтажа. Если кто-то и мог заставить Харви Руки-Ножницы выпустить в прокат фильм с хронометражом в 3 часа 36 минут, то это был Мартин Скорсезе — но он не стал, поэтому вскоре начался муторный процесс вырезания материала до приемлемой длины.

Как всё это утряслось? Окончательный вариант картины, хоть и урезанный на целый час, устроил Скорсезе, о чем он упоминает в комментарии к фильму. Несмотря на то, что критиками «Банды Нью-Йорка» были встречены не так тепло, как другие картины режиссёра, высокий бюджет полностью себя оправдал: фильм стал самой успешной и прибыльной работой Скорсезе на тот момент, а также заработал 10 номинаций на «Оскар». Даже на сегодняшний день фильм остается одним из пяти самых кассовых фильмов за всю карьеру режиссёра (и во всех пяти главной звездой, кстати говоря, является ДиКаприо). Проблема в том, что несмотря на все эти факты, даже несмотря на слова самого Скорсезе, «Банды Нью-Йорка» — невероятно разочаровывающая работа Скорсезе, и многие киноманы предполагают, что режиссёрская версия фильма — шедевр, утерянный благодаря топорной работе Вайнштейна. И на самом деле, счастливцы, которым повезло увидеть альтернативный вариант картины, — например, журналист и кинокритик Дэвид Поланд — утверждали, что мир многое потерял. При этом Поланд видел версию, которая длиннее окончательной лишь на 20 минут — что-то между оригинальной (3 часа 36 минут) и урезанной (2 часа 40 минут).

Уровень сожаления: 3/10. Скорсезе слишком крут для того, чтобы публично осуждать Вайнштейна, но стоит сказать, что после «Авиатора», во время производства которого ему пришлось сотрудничать с Вайнштейном ввиду контрактных обязательств, именитый режиссёр больше не работал со скандальным продюсером. Никогда. И если уж пытаться читать между строк, то в том самом интервью Вайнштейна на кинофестивале в Торонто можно усмотреть кусочек давней вражды. Когда Харви спросили, есть ли шанс когда-нибудь увидеть полную режиссерскую версию «Банд Нью-Йорка» (Скорсезе уже ответил на это отрицательно), продюсер язвительно сказал, что Мартин не сделает этого, потому что [изображает Скорсезе]: «Ты думаешь, я настолько глуп, чтобы показывать кому-нибудь полную версию длиной в 3 часа 36 минут? Это бы доказало, что Харви — чертов гений!»


Источник: Indiewire

Перевод: Даша Постнова


comments powered by Disqus