Русское поле экспериментов: «Под электрическими облаками»

Мария Ремига,

Рубрика «человек ходит только на русские фильмы, а потом умирает» снова с вами: на этот раз ваш непокорный слуга вернулся в свой город знакомый до слез в свой маленький город, чтобы написать курсовую про Ноама Хомского и сойти после этого с ума. Дабы ускорить процесс, он решил говорить о себе в третьем лице, ходить в кино на все отечественные ленты, до которых дотянется, а потом корябать про это разные слова и нервно смеяться. Раз, два, три, умри, поехали.

Так как впереди тревожно маячит перспектива идти на художественную картину «Бармен», было принято начать за здравие и посмотреть новую работу Алексея Германа мл. «Под электрическими облаками». Этот фильм идет здесь одним экраном, два сеанса в день — в 11:00. и 23:00. соотвественно, спасибо, что живой.

Журналист и писатель Михаил Идов в своем фейсбуке аттестовал эту картину как «что-то среднее между Until the End of the World Вендерса и Цай Минляном» и частично оказался прав: Вендерса там действительно много, темп — его, интонация — тоже его отчасти, никто никуда не торопится, хронометраж фильма — 02:17. Мой друг детства, который по доброте душевной согласился пойти со мной на сеанс, сначала что-то умное про панорамы спрашивал, но потом тяжело вздохнул и смирился с судьбой. Пришлось взять его за руку и пообещать десять раз сходить с ним на Mad Max.

В общем и целом, «Под электрическими облаками» — это такое, простите, образцовое авторское кино: длинные планы, несколько выспренные диалоги, метафоры на каждом шагу, где-то неподалеку бродит тень Тарковского и прочая, прочая, прочая. Это картина про так называемых «лишних людей» и есть подозрение, что тех, кому эта тема не близка, все эти темные пальто, уроки русского и бледные от тяжелых мыслей лица будут дико раздражать. Лента состоит из семи глав, каждая рассказывает свою историю, но все эпизоды связаны между собой — не напрямую, разумеется, а разными «пасхалками», намеками и едва заметными деталями. Время действия — между 90-ми и 2017 годом.

Алексей Алексеевич, как всегда, здорово выбирает натуру, это очень красивое кино, которое хочется рассматривать и распиливать на обои для рабочего стола, актеры тоже прекрасные все: кроме обычных подозреваемых типа Чулпан Хаматовой здесь можно обнаружить, например, Луи Франка, лидера отличной украинской группы Esthetic Education. Что касается, так сказать, содержания, то здесь все несколько сложнее: Герман рассказывает о пресловутых «лишних людях», без которых, тем не менее, «в мире ничего не происходит», очень отстраненно, очень холодно и это, в общем, правильный метод. Однако из-за такого подхода весь фильм будто залит в янтарь — его проблематично принимать вовнутрь, он больше похож на выставку достижений, смыслов и акцентов. Режиссер подбрасывает в воздух вопросы и не ждет, что кто-нибудь перехватит их и даст ответы: главное спросить, а там как пойдет. И от того, что подобно героям ленты, не можешь понять, как справиться с тем, что мир большой, а ты маленький, становится по-осеннему грустно.

Мария Ремига